Здравствуй, мой случайный читатель. В предыдущих статьях я много времени уделил самолётам пятого поколения, но много раз упоминал в них и, так скажем, устаревшие машины. Сегодня я решил подвергнуть вашему смотру одного из таких представителей. Это американский всепогодный орёл F-15 Eagle.
Краткая история появления на свет
В декабре 1965 года ВВС США создали тендер на разработку нового всепогодного истребителя, который бы заменил собой серьёзно устаревшие на тот момент F-4, F-101, F-102 и F-106. Их изображения приложу ниже.
Работы по созданию велись с учётом опыта Вьетнамской войны и предусматривали создание самолёта, способного в ближнем бою превзойти МИГ-21 и сохранявшего способности к многоракурсному ракетному бою на средних дистанциях. В конкурсе приняли участие компании Northrop, North American, McDonnell Douglas и Republic.
Победителем конкурса в декабре 1969 года вышла McDonnell Douglas, которую к тому времени уже поглотил Boeing. На конкурсной основе также был выбран двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой. В качестве РЛС: Импульсный допплеровский радар со щелевой антенной решеткой.дин из первых F-15A
Первые полёты
Испытания прототипа самолёта, получившего обозначение F-15 Eagle, начались 27 июля 1972 года. Во второй половине 1973 года уже начали выпускать предсерийные экземпляры, а в 1974 году серийные самолёты в одноместном и двухместном вариантах.
Всего произвели 445 таких самолётов. F-15A и B комплектовались двигателями Pratt&Whitney. Штатная РЛС такого самолёта позволяла обнаружить вражеский бомбардировщик на расстоянии до 200 км, и истребитель до 180 км. Самолёт снабжался интегрированным комплексом самозащиты, включающим 2 сигнализатора об облучении РЛС, станцию активных помех и устройство выброса ложных целей.
Вооружение самолёта
Состоит из авиационной пушки M61A1 Vulkan и 8 управляемых ракет класса воздух-воздух. 4 из них – средней дальности под названием AIM-7F/M Sparrow, и ещё 4 для ведения боя на близкой дистанции с инфракрасным самонаведением AIM-9L/M Sidewinder. Возможно также использование неуправляемых бомб и размещение до 3 подвесных баков ёмкостью 2309 литров каждый.
Дальнейшее развитие
С 1979 года началось производство самолётов F-15C и F-15D. Первый был одноместный, второй двухместный. До 1985 года было изготовлено 440 таких самолётов. Главными улучшениями этих моделей в сравнении с предыдущими были модернизированный радар, доработанные двигатели, а также наличие несбрасываемых топливных баков, крепившихся к бортам фюзеляжа под крылом. Эти баки увеличивали боевой радиус самолёта на целых 70%, а это свыше 2000 км полёта.
С 1991 года эти самолёты также получили на вооружение новую управляемую ракету AIM-120 AMRAAM.
Поскольку самолёт получился крайне удачным, его экспортировали на весь мир и продолжали его модернизацию, чтобы он шёл в ногу со временем.
В 1984 году самолёт F-15 был выбран в качестве основы для создания многофункционального истребителя F-15E Strike Eagle, имевшего расширенные возможности ударов по наземным целям. В основу планера была положена конструкция хорошо зарекомендовавшего себя F-15D, но существенно переработанная, так как был серьёзно увеличен взлётный вес. На него была установлена многофункциональная РЛС нового поколения, прицельно-навигационная система, самолёт получил возможность применять управляемое оружие класса «воздух-земля». Прежде всего это управляемые авиабомбы различного типа.F
Первый из трёх предсерийных F-15E вышел на лётные испытания 11 декабря 1988 года, а поставки серийных самолётов этого образца начались 29 декабря этого же года. Первоначально ВВС США предполагали приобрести 392 F-15E, но в связи с окончанием Холодной войны заказ был резко сокращён. К 2003 году таких истребителей было построено 246.
Экспорт "орла" в разные страны
Истребители F-15 Eagle были очень популярны среди военных западных стран и экспортировались во множество государств. Первым покупателем стал Израиль, получивший с 1976 года 50 F-15 различных модификаций. Также было поставлено 25 F-15I Ra'am, представляющие из себя адаптацию к израильским требованиям. На таких самолётах установлена аппаратура радиоэлектронной борьбы израильской разработки, а также они приспособлены к применению израильских тактических ракет класса «воздух-земля».
Единственной страной, наладившей постройку F-15 Eagle по лицензии стала Япония. Страна получила из США 10 самолётов модификаций F-15СJ и F-15DJ, а ещё 190 единиц самолётов собрала фирма Mitsubishi.
F-15 Eagle, разработанный в середине прошлого столетия, оказался настолько удачно спроектированным и хорошо поддающимся модернизации, что он оказался востребованным даже в 21 веке. А именно в начале 2000-х годов 40 самолётов F-15 с индексом К заказала Южная Корея. Этот вариант был создан на базе F-15E, но отличался от него усовершенствованной силовой установкой, более современной радиолокационной станцией, была добавлена возможность инфракрасного прицеливания и более совершенный комплекс радиоэлектронной борьбы.
Боевое применение F-15
Самолёт F-15 может также похвастаться богатой историей боевого применения. Первое его попадание в настоящий бой произошло 27 июня 1979 года, когда группа израильских самолётов во время налёта на позиции палестинских боевиков в Ливане, была перехвачена самолётами ВВС Сирии. В этому бою силами F-15 были уничтожены 4 самолёта МИГ-21. Согласно израильским данным всего с июля 1979 года по ноябрь 1985 года F-15 Eagle одержали 57 воздушных побед. Этот самолёт так же прекрасно показал себя в боях с сирийскими МИГ-21 и МИГ-23 различных модификаций, а также штурмовиками МИГ-23БН. Все МИГ-23 были сбиты с помощью F-15 во время атак на них же.
5 июня 1984 года пара F-15 ВВС Саудовской Аравии атаковала пару иранских истребителей прошлого поколения F-4 Phantom. В результате атаки один «фантом» был уничтожен, второй повреждён.
6 января 1991 года началась война в Персидском заливе. Во время этого конфликта истребители модели F-15C использовались ВВС США для завоевания превосходства в воздухе и на их долю пришлось большинство побед авиации западной коалиции. Противовоздушная оборона Ирака также была серьёзно повреждена этими самолётами и не смогла показать каких-либо значительных результатов.
Тем не менее, не все F-15 остались целы и невредимы в ходе многочисленных конфликтов: известно как миниммум 3 подтверждённых случая, когда F-15 были сбиты советским ЗРК С-75, а также ручным ракетным комплексом Stinger.
Продолжение эксплуатации этого легендарного самолёта продолжается и по сей день.
15 марта 2009 года состоялась презентация F-15SE Silent Eagle - варианта со сниженной радиолокационной заметностью. До настоящего времени этот самолёт остаётся одним из основных боевых истребителей ВВС США, старые серийные варианты F-15A, F-15B сняты с вооружения в середине 1990-х годов, но F-15C и F-15D будут находиться на вооружении армии США ещё как минимум до 2025 года, поскольку потенциал самолёта всё ещё не полностью исчерпан, а приобретённых F-22 Raptor пятого поколения явно недостаточно для удовлетворения всех потребностей ВВС США.
Что ж, на этом статья подходит к концу. Я благодарю вас за внимание, надеюсь, что статья получилась хорошей. Жду ваших лайков и комментариев, до новых встреч в следующих статьях(а они точно будут).