⠀
Сейчас каждый из нас переживает сложное и тревожное время: мы беспокоимся о том, как провести время в изоляции, о работе, учебе, здоровье близких, будущем и пр. Дети тоже замечают изменения привычного режима и слышат обрывки разговоров…⠀
Дети - маленькие локаторы!
Ребенок всегда настроен на взрослых и атмосферу в доме. Все мы способны понимать чувства и других без слов (по мимике, интонациям, движениям), особенно в детском возрасте. Тем более для ребенка, родитель - это проводник во внешний мир и главная опора. И если эта опора сыпется (родитель в тревоге и не справляется), то что же остается им?
⠀
Как им, маленьким справиться?
Безопасность мира ребенка зависит от состояния родителей: если у мамы с папой все хорошо - в мире все хорошо, безопасно и я могу расти и развиваться. Если родители переживают стресс - ребенок ощущает безысходность, упадок сил, что напрямую влияет на его развитие.
⠀
Что же делать нам, взрослым?
Если в вашей семье было не принято говорить о своих чувствах, обсуждать сложности, то сейчас, в условиях карантина, когда мы проводим в плотном контакте с близкими 24/7, это может привести к некоторым последствиям.
⠀
1. Помни - слова всегда на втором месте, а на первом - всегда то, что мы транслируем! Если родитель улыбается, но испытывает тревогу или злится, но молчит - ребенок все равно узнает о чувствах взрослого.
⠀
2. Задача родителя - научить подрастающего ребенка озвучивать словами свои потребности, как физические, так и эмоциональные: просить о помощи, говорить о дискомфорте, говорить о чувствах и проживать их.
⠀
3. В чувствах нет ничего плохого. Дело только в том, как мы с ними обходимся, и как учим этому ребенка. Страх не означает беспомощности, гнев - бесконтрольности. Но, двойной сигнал: улыбка + страх вызовет у ребенка чувство небезопасности, он будет знать - что-то не так! И чему верить, своим чувствам или словам взрослого?
⠀
4. Когда взрослый искренне говорит о чувствах, ребенок учится доверять своим ощущениям, не застревать в эмоциях, а принимать их и искать выход из ситуации. Ведь когда мы осознаем, что с нами происходит, мы можем с этим что-то сделать!
⠀
Поэтому, говорить с ребенком о нынешней ситуации, безусловно стоит! Чтобы ребенок не стал сам додумывать причины происходящих изменений, которые могут вызвать страхи и неврозы.
⠀
1. Говорите про реальность: появился вирус, поэтому, чтобы не заболеть или не заразить других мы сидим дома
⠀
2. Расскажите про вирус, как он проявляется и что люди выздоравливают, чтобы ребенок не боялся, что болен он сам или мама
⠀
3. Объясните, что есть врачи, которые помогают тем, кто болеет. Когда болеет сразу много людей, докторам очень тяжело успеть вылечить всех. Если мы будем следовать правилам и будем здоровы, то у врачей будет меньше работы и они смогут помогать больным
⠀
4. Расскажите про правила и почему мы выполняем каждое из них, помогите ребенку сформировать картину происходящего: от картинок с вирусом до необходимости побыть дома
5. Не пугайте, а объясняйте. Страх блокирует блокирует логику и вызывает чувство беспомощности
⠀
6. Будьте честны: скажите, что вы, взрослые, точно не знаете, как будет развиваться ситуация. Но, глобально, все в порядке: вы живы, вы дома, вы рядом. Будет тяжело, но мы справимся!
⠀
7. Предложите ребенку подумать, как вы все вместе можете помочь друг другу провести это время интересно и позаботиться, пример, о бабушке
⠀
8. Обеспечьте ребенку возможность пообщаться с друзьями - онлайн вам в помощь! Можно снять кино, подготовить спектакль или танец и отправить друзьям. Ну или выступить с песней всем вместе в прямом эфире! Подключайте фантазию.
⠀
9. Задайте перспективы: поговорите о том, что вы хотите сделать, когда закончится карантин. Поехать в путешествие, сходить в парк аттракционов или в кино!
Эти советы применимы и к вашей обычной жизни, когда происходят перемены: развод, переезд, рождение еще одного ребенка, смерть близких.
Такая привычка говорить с ребенком поможет ему научиться доверять своим чувствам, разбираться в сути ситуации и искать решение проблем!