Найти тему
Серго Блэк

Кто сломал штык нож, или несостоявшийся Вильгельм Телль

Служил я в роте охраны ВМФ. Почти 2 года - в карауле через сутки. Кто знает, тот поймет, ибо по Уставу в караул положено заступать на сутки через двое.

О некоторых перепетиях своей службы я уже писал здесь и тут.

Так вот, отслужил я уже полтораху, дело к дембелю, стодневочка не за горами, а тут такое...

Вобщем, меняем караул. Приехали, а мы менялись по утрам, приняли оружие, чистоту и порядок тоже, первая смена пошла на посты, но если сильно припаздывали, то бывало и со второй начинали, но не в этом суть.

Тащим службу. Вдруг в одной из отдыхающих комнат послышался шум, мат. Что такое? Оказывается у одного из караульных матросов, моего товарища и одногодки, когда он прилёг на топчан передохнуть, отвалился конец ручки штык-ножа.

Тут сделаю отступление, чтоб читателю было понятно как устроен штык-нож.

Ручка штык-ножа - эбонитовая. В старых вариантах, а у нас автоматы были 60-70 годов, АКМы, ручка полностью эбонитовая, в поздних вариантах стальная с эбонитовыми накладками.

На верхнем фото = просто эбонит, на нижнем - ручка стальная.
На верхнем фото = просто эбонит, на нижнем - ручка стальная.

Так вот у товарища был верхний вариант и отвалился кусок рукоятки - аккурат по наболдажнику-закруглению.

Шум-гам, да как ты сломал-то? Теперь трибунал по тебе плачет за порчу оружия и т.п. Кто в шутку, кто в серьез, а матросам лишь бы по зубоскалить, начинаем распекать бедолагу.

Товарищ ни в какую - эт не я сломал, да и когда бы я успел, коли еще даже на пост не выходил, а все время в караулке терся, да и сломать ручку не так уж и просто. Ладно, верим, но проблему надо как-то решать и по любому докладывать начкару.

Пошел он к начкару, так, мол, и так. Вот прилег на топчан, а ручка хрясь и отвалилась.

Начкар - калач тертый, отслужил уже лет 20 и все мичманом, да и матросиком в этой же части отслужил аж 3 года, ибо служил еще в 80-х. Всякого повидал на своем веку и так просто за понюшку табака его не проведешь. Берет штык-нож, усами пошевелил, глаз прищурил, носом повели и оп... А эт не ты его сломал, говорит он принесшему штык-нож матросу.

- Да я и говорю, что не я, отвечает матрос.

- Его клеили на краску, видишь? И краска еще не подсохла.

Мы в попыхах особо и не приглядывались к слому и не принюхивались, а начкар-то, все приметил. Штык-нож был сломан по всем расчетам рано утром, а потом приклеен на красную краску-эмаль, которая была в избытке в караулке, ибо ей красили пожарные щиты, да и вообще почти все, что можно было покрасить.

У кого принимал оружие? - спрашивает начкар у бедолаге караульного.

- У Кузьмы, - отвечает тот.

- Ну, вот и получается, что это косяк не нашего караула, - спокойно рассуждает начкар и садится за стол докладывать вышестоящему начальству о происшествии.

Мы с ребятами начинаем обсуждать эту тему. Ах, какой Кузьма прошареный человек. Сломал штык-нож, и решил свалить вину за порчу оружия на ни в чем не повинного человека. Сразу же, с ходу, решам ввалить ему мандюлей, как только он завтра приедет на замену.

Кто-то из разводящих, тоже уже опытных сержантов замечает, что Кузьма, возможно, уже не приедет на смену, ибо за такой косяк могут и отстранить. Тоже верно, так в роте и нахлобучим.

С такими разговорами расходимся по местам, кто в отдыхающую подремать, кто оружие чистить, а кто просто покурить.

Я вышел покурить со всеми на улицу. Солнышко припекает, птички поют - красота... Ничто не предвещало беды.

Выходит покурить и начкар. Подходит ко мне и говорит:

- Кузьма сказал, что такой штык-нож он принял у тебя...

Меня как с вертухана ногой в голову ударило. Да ну нах, так он решил еще и меня подставить, сучонок.

- Шутите, товарищ мичман, - отвечаю я, а сам чувствую, что краска к лицу и руки задрожали.

Боезапас по номеру смены и поста в прошлый караул он принимал у меня, точно, но я сдавал ему все целым и невредимым.

- Как же он его принял, обнаружил отломанную ручку и не доложил, получается, - рассуждаю я вслух.

- Либо так, либо ты его не ломал, - отвечает начкар. - Во всяком случае пусть разбирается ответственный по караулу.

А ответственный по караулу у нас дядя Федя. Этот если возьмет за яйца, так возьмешь на себя и убийство Кеннеди.

Я в шоке от того, что еще и меня подставил товарищ, и от того, что придется объясняться с дядей Федей, а там и командир может подключиться, а если еще и к замполиту потащат, так это вообще труба. Короче, мысли грустные. Пацаны ведут расследование, что если я сломал, то почему Кузьма не доложил, побоялся? А если он сломал и подставил двух товарищей, так он получается вообще полное гавно и чмо.

Я знаю, что я не ломал, пацаны верят, а на душе все равно паршиво от этой ситуации...

Служба идет, меняются смены. Сидим с Алехой - товарищем на крыше караулки - само здание кирпичное, крыша плоская, залита гудроном. Только с поста вернулись, поужинали, вечер. Солнце к закату над дальними сосенками зависло, нас еще немного пригревает.

- Самое худшее, - говорит мне Алеха, - если тебя в посудомойщики переведут. А так, минимум, снимут с караула на пору дней - эт если легко отделаешься.

Леха знает, что не я ломал штык-нож, ибо мы с ним уже второй караул заступаем на два соседних поста и вопреки всем уставам, сходимся на одном из постов, на том, что ближе к караулке. Если б я ломал штык-нож, он бы об этом знал, но он подготавливает меня к худшему.

Слышим, как к нам на крышу кто-то лезет - о, Андрюха - блудный сын. Ротный часто гоняет его из караула в караул, поэтому он знает что происходит в обоих.

- Да лан, не ссы,Серег, - начинает Андро, - он по-любому его об пожарный щит сломал, видел я, как он его кидал и не раз, а тут видно ручкой попал да с хорошего замаха, вот она и отлетела...

У нас на постах к вышкам были прибиты деревянные щиты на которых должны были висеть противопожарные инструменты, но почему-то кроме конусов на них ничего и не было. Некоторые несознательные матросики, улучив момент, кидали в них штык-ножи от нечего делать. Этакие Вильгельмы Телли. Вот Кузя был из таких и при Андро не раз практиковался в метании.

Так мы и раскрыли преступление против военного имущества.

На самом деле все так и было и Кузю "раскололи" еще в роте командир с дядей Федей и мне ничего не было на следующий день, да и ему тоже, - также приехал на смену, но уже призренным. Бить его не стали. Но оружие после него стали проверять особо тщательно...