Мы видим иллюзии и понимаем, что нас обманывают. Создание дизайна — это как магия. Основные актеры в дизайне это простые фигуры, линии и точки.
Здравствуйте! Добро пожаловать в онлайн-курс по графическому дизайну. Ранее я рассказывал о собаках, черепах и принципах в гештальте. Сегодня — иллюзии в творчестве художника и дизайнера.
Иллюзия №1. Закон смыкания и треугольник Канижа
Что вы видите? Я вижу черный контур треугольника, 3 круга и белый перевернутый треугольник. Но это не так. На самом деле на рисунке только черные линии и «пэкмены», но наше сознание «создает» белый невидимый треугольник.
Ответ на вопрос «почему мы видим белый треугольник», отвечает гештальт теория. Один из ключевых законов гештальт-психологии — закон смыкания. Мы «превращаем» абстрактные понятия в якобы реально существующие феномены. Наш ум автоматически заполняет пропущенные пробелы в информации.
Закон смыкания в гештальте
Разум поставляет недостающие фрагменты в композиции, если достаточно заметных существенных признаков. Простые формы требуют немного подсказок, в то время как более сложные могут показаться неполными и заставляют зрителя работать усерднее, чтобы заполнить пробел. Закон смыкания ярко выражен в дизайне логотипов.
Иллюзия №2. Сходство в дизайне
С помощью разных форм и цвета дизайнеры оказывают влияние на наше визуальное восприятие. Зеленый оттенок направляет ваш взгляд и меняет смысл послания. Закон группировки в гештальте гласит о том, что люди группируют объекты, которые похожи друг на друга цветом, текстурой и формой.
В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Слева вы прочтете «Миру — да», а справа «Нет — миру».
Закон сходства в гештальте
Люди группируют объекты, которые похожи друг на друга не только с помощью пространства. В дизайне это может быть применено к шрифтам, цветам, тексту и стилям заголовков.
Принцип сходства гласит, что при равных условиях восприятие позволяет увидеть общности и различия одного и того же объекта. Люди различают схожие объекты на основе их визуального сходства. Принцип сходства доминирует над принципом близости. Вы увидите фигуру из цифр 7, прежде чем увидите элементы с цифрой 8. (Изображение слева)
Символы и буквы шрифта Futura созданы в геометрическом стиле. Многие шрифты времени Баухауз объединяет геометрия и Futura является ярким примером стилистического решения. Если вы начнете изучать буквы, то обнаружите сходство в вертикальных, горизонтальных штрихах (см. рисунок A), верхних и нижних выносных элементах. Каждая деталь отдельно взятого символа повторяет рисунок родственных ему букв. (Изображение справа)
Иллюзия №3. Отрезки Мюллера-Лайера
изображение: Закон сходства в гештальте. https://kursy.brenda.ru
Отрезок линии, который заканчивается «стрелками», кажется короче отрезка с «хвостовыми» окончанием. Иллюзия была впервые описана немецким психиатром Францем Мюллером-Лайером в 1889 году.
Иллюзия (лат. illusio «заблуждение; обман») — обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию
Одна из гипотез (Gregory, Day, Leibowitz) предполагает, что человек интерпретирует обе картинки как плоское изображение перспективы. Стрелочки на концах отрезков, а также схождение косых лучей в одной точке иллюстрируют внешний и внутренние углы. Внешний ближе к наблюдателю, а внутренний — дальше от него.
Иллюзия №4. Восприятие относительных размеров. Иллюзия Эббингауза или круги Титченера
Иллюзия Эббингауза или круги Титченера — пример оптической иллюзии восприятия относительных размеров. Зеленый кружок внутри серых кажется меньше своего «брата» справа.
Я слышал историю от бабушки, как этот принцип используется в жизни. Мой дедушка из армии присылал фотографии, где он стоит с друзьями, но они всегда были ростом ниже и не «вышли» лицом. В сравнении с «неказистыми» товарищами дедушка выглядел намного привлекательней.
Женщины, чтобы выглядеть «хрупкими», носят большие сумки. Как использовать этот принцип в дизайне? Всегда учитывайте масштаб. Если у вас в дизайне плаката огромный слон и маленькая мышь, то скорее вам придется продумать композиционное решение, чтобы маленькая мышь не была размером с бусину. Старайтесь не располагать в дизайне с крупными предметами очень мелкие, сохраняйте гармонию.
Иллюзия №5. Черепа Октавио Окампо
Мексиканский художник-сюрреалист пишет свои картины, наполненные иллюзиями. Соединяя реалистические и метафорические образы, художник играет нашим сознанием. Октавио Окампо (см. рисунок слева) использует теорию Гештальта, чтобы сообщить свое использование формы и ритма для создания скрытых изображений (в данном случае, черепов) из, казалось бы, не связанных изображений и форм. Подробнее о гешталь-теории в графическом дизайне.
Иллюзии являются частью нашего восприятия. Существует мнение, что иллюзии, искажающие реальность, запускают творческие процессы. Используйте их силу в визуальной коммуникации.
Хотите влиять на визуальное восприятие? Как используются гештальт принципы в создании логотипа узнайте на онлайн-курсах по графическому дизайну.
Закон гештальта «фигура-фон» в дизайне логотипов
Дизайн и расположение фигур жизненно важны для создания успешного символа. На изображении с логотипом Shell демонстрирются отдельные элементы: желтая фигура и красный фон. При объединении создаётся не только узнаваемый образ, морская раковина, но и рождается корпоративный символ.
Хотя каждый из элементов успешен сам по себе, сочетание фигуры с фоном рождает наиболее удачный образ. Закон фигура-фон в логотипах. Хотя фигура (слева) и фон (в центре) самодостаточны и узнаваемы, в комбинации фигура-фон символ запоминаются лучше.
Закон гештальта фигура-фон
Фундаментальная концепция дизайна: контраст черного и белого, переднего и заднего плана. Наше сознание балансирует равновесием восприятия фигуры и фона, в результате чего зритель не уверен в том, что он видит.
Самым известным примером восприятия фигура-фон, вероятно, является рисунок лица-вазы (см. рисунок), который описал датский психолог Эдгар Рубин. Этот рисунок иллюстрирует один из ключевых принципов гештальта фигура-фон. Отношения между фоном и фигурой нестабильны, поэтому мы можем видеть и лицо и края вазы.
Иллюзия (лат. illusio «заблуждение; обман») — обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию.
Приглашаю на бесплатный урок «Введение в графический дизайн»
На бесплатном уроке «Введение в графический дизайн» я знакомлю с индустрией, профессией и понятиями «что такое графический дизайн». В ведении они получают представление о том, что будет во втором и 3 третьем блоке платного курса.
Получат практические навыки в создании набросков, эскизов и сделают финальный дизайн. Первый урок обучает начинающих процессу проектирования и и основным элементам в графическом дизайне.
Присоединяйся к бесплатному ознакомительному онлайн-курсу по графическому дизайну.