Сегодня, смотря на великих балерин прошлого столетия, сложно поверить, что они были эталоном - настолько изменились общепринятые стандарты балета. Эта удивительная эволюция собирательного образа балерины происходила по мере того, как развивалось хореографическое образование в России.
Рассмотрим период российского балета (преимущественно советского) до и после появления фото-,видеосъемки, а также проследим изменения в системе хореографического образования в России до наших дней.
Императорское театральное училище
Либеральные реформы Александра II привели к тому, что в Театральное училище с 1865 года могли поступать лица всех сословий. Это заведение было желанно для небогатых семей: полное содержание, привилегии, гарантированная обеспеченная жизнь, пенсия. Жили воспитанники в интернате, а летом отдыхали на даче Каменного острова. Каждый год им выдавался комплект одежды: верхняя и повседневная для занятий.
По воспоминаниям Елены Люком, для поступления дети в возрасте 9-11 лет должны были продемонстрировать физическую подготовку, умение писать и читать, знание французского, знание Закона Божьего. Предметы специального цикла: танцы балетные, характерные и бальные, мимика, фехтование, частная постановка балетов, исполнительская практика.
Выпускники отмечали, что "в школе преподавались замечательно хорошо предметы специальные и очень слабо общеобразовательные". В 1901 году в школе стал преподавать Михаил Фокин, и по его предложению в учебный план был введен курс "Основания эстетики в приложении к балетному искусству", что послужило началом к изучению гуманитарных наук.
Возраст выпуска - не моложе 17 лет. Если случалось так, что выпускнику было только 16 лет к окончанию школы (программа рассчитана на 8 лет), оставляли в школе до 17. Было предложено ввести дисциплину "грим", музыку (для полного овладения чувством ритма).
Необходимость перемен
В 1913 году нагрузка будущих артистов балета составляла 35 часов в неделю, а в 1920 - уже 48 часов. Воспитанники были заняты в спектаклях допоздна и не всегда успевали приготовить уроки по общеобразовательным предметам. Поэтому руководству пришлось организовать 4 класс, чтобы разгрузить учащихся, а также дать возможность отчисленным из училища продолжать учебу в других школах (отчисления росли с каждым годом).
В 1928 училище в Ленинграде стало техникумом, в Москве - балетным техникумом при ГАБТ. Требования к преподавателям ужесточились: высшее образование, большой педагогический и производственный стаж. Но до 1946 года в стране не было высшего учебного заведения в области хореографии, поэтому допускались выпускники училища с большим стажем на сцене.
Только в 1934 году А. Я. Ваганова организует педагогическое отделение, а Ф. В. Лопухов - балетмейстерское. Совсем скоро будут написаны знаменитые учебники по классическому танцу Базаровой, Мей. Расширился список дисциплин: дуэт, пантомима, акробатика, основы биомеханики, история театра, литература, сценарий.
На всесоюзных совещаниях в 50-е годы, участие в которых принимали участие Ваганова, Вечеслова, Григорович, отмечалось, насколько сильно выросла подготовка артистов в техническом плане, но не в артистическом.
Из-за количества часов занятий в неделю, участия в спектаклях, количество которых увеличилось (ставились новые балеты), воспитанники, а в будущем и балерины стали заметно стройнее, чем 20 лет назад. Примерно с этого времени формируется стандарт "сухого" тела балерины, который нужно поддерживать всю творческую жизнь - это облегчало работу над техникой. Стала изучаться анатомия человека, вместе с чем прибавилось понимание необходимости легкости тела танцовщика.
Остро стоял вопрос о совмещении общеобразовательной программы со специальной. Учащиеся после всех специальных дисциплин выполняли план вечерней школы. Доходило до того, что по истечении 8 лет обучения воспитанники не могли получить аттестат зрелости, а это закрывало дорогу к высшему образованию. Так, путь некоторых выпускников лежал только на сцену, но далеко не все были успешны и могли танцевать. Но к обычной жизни такие подростки не были подготовлены.
В 80-е был составлен учебный план хореографического образования, который во многом сохранился до сегодняшнего дня:
классический, народно-сценический танец, дуэтный, историко-бытовой, мастерство актера, грим, сценическая практика.
Продолжают меняться природные данные поколений: танцовщицы становятся выше ростом, худощавее. С каждым годом усложняется техника, при этом оставляя фундамент классического танца прежним. Причиной стремительного развития техники танца состоит в элементах спорта, которые развили новые группы мышц. В результате не осталось нетренированных групп мышц.
Дальше процесс было остановить невозможно: педагоги перестали соглашаться на меньшее и стали требовать от каждого ученика работы на пределе возможностей. Постепенно это даже стало проблемой, выносимой на обсуждение на официальных собраниях педагогов-балетмейстеров. Безукоризненное исполнение может заслонить самое главное в танце - создание эмоционально-одухотворенного образа на сцене.
Открылись училища в крупных городах России: Новосибирске, Самаре, Воронеже, Перми... Педагоги сами отправлялись в удаленные уголки страны, чтобы найти одаренных детей и предложить им учиться балету. По-прежнему это было выгодно: жилье, бесплатные учеба и питание, гарантированное трудоустройство.
Шли годы, а в школах сохранялся элитарный характер образования. Профессия оставалась престижной из-за возможности выбираться за "железный занавес" (труппы Большого и Кировского постоянно гастролировали за рубежом), иметь льготы и финансовую стабильность. В 1990-е изменился подход к балету в сторону художественности. Театрами были куплены для постановки балеты Дж. Баланчина, Р. Пети, Дж. Ноймайера. Это постепенно стирало границы между театрами мира, открывало новые грани танца - современную хореографию.
Хореографические училища в Москве и Петербурге стали называться Академиями. Именно в 90-е годы танцовщицами был создан образ идеальной фигуры балерины, и причастны к этому выдающиеся балерины: Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнева. Именно они становятся эталоном, на который вынуждены будут равняться все.
В училищах повсеместно вводится взвешивание, происходят отчисления из-за лишнего веса. Сформировался идеальный стандарт, к которому нужно стремиться: рост - 120=вес (например, 170 кг-120=50 кг)
В лучшие балетные школы по-прежнему принимают одаренных природой детей, в столицах огромный конкурс, которые проходят человек 50-60. Те, кто не поступил в лучшие школы, могут поехать в регионы и попытать силы там. Сегодня кажется, что требования к данным будущего танцовщика настолько высоки, что дальше идти некуда. И вроде бы балетные школы выпускают учеников одинакового роста, телосложения, точно для стройных рядов кордебалета.
Но такое "гибкое" искусство, так же, как и человеческое тело, способно к изменению. Неизвестно, как система хореографического образования в России будет адаптироваться к открывающимся возможностям тела и в то же время сохранять традиции, заложенные Михаилом Фокиным, Агриппиной Вагановой, Верой Костровицкой.
источник: Т. А. Филановская "История хореографического образования в России", 2016
🎭 Что должен знать о балете каждый?
🎭 Можно ли достичь успеха в балете без поддержки родителей?