Сержант, учитель. Зедлиц, Германия, 24 апреля 1945
Опубликовано в рамках проекта «Настоящий 1945»
Выступили, и началось блуждание: вместо того, чтобы идти на север, пошли на юг, вместо того, чтобы свернуть вправо, повернули влево. Из села выбрались только на рассвете. Шел и спал на ходу. Натыкался на всё, что попадалось на пути, и качался как пьяный…
Выпросил у Ваньки Тарасова велосипед и поехал вперед. Сон сняло как рукой. Самокатом летел под гору и пыхтел как паровоз, въезжая в гору. До нового места сосредоточения доехал быстро. Написал боевое донесение, составил схему. Немного соснул, составив два стула. Нашел себе велосипед и хорошо его направил. Побрился и умылся — привел себя в божеский вид. А вечером — снова в поход, но почему-то назад, в Шпремберг. Долго думали и гадали: «Зачем?» Ни к какому выводу не пришли. Командованию виднее, поживем — увидим, зачем…
Было уже темно, когда взвод автоматчиков на велосипедах и я — в их составе — выехали с исходного пункта. Прикатили в Гросс-Кошен. Долго ждали своих, лежа в лесочке. Химики наши во главе с гв. лейтенантом Тахтахуновым вывели из дома напротив 80 пленных и повели их в тыл. Немного времени спустя послышался подозрительный шум во дворе, мы вошли туда. Оказывается, один немец остался, спрятавшись где-то, намеревался удрать. Автоматчики тут же «отвели» его в штаб…
Вскоре наша вело-мото-мех-пех-«бригада» вновь понеслась вперед. Многие энергично жали на педали, весело журчала передаточная цепь велосипеда. Встречный ветер играл волосами, пытаясь сбить пилотку. Деревня за деревней оставались позади, мы мчались к Шпрембергу. Делали короткие остановки у регулировочных пунктов. Тяжело дышащие, обтирая рукой пот со лба, мы представали точно приведения перед светом фонаря регулировщицы. Начинались смех, шутки. Весело болтала повеселевшая регулировщица — длинна и тревожна ночь на чужой земле, в чужом городе. Скучно стоять одной и страшно… 18-19 лет — а напротив во дворе орет раненый, недобитый фриц, прострочит очередь на свет автомашины «мессер», ухнет пару бомб… А ночь длинная — длинная, тревожная, страшная — тянется без конца… И хотя храбрится сестренка, говорит:
— На что ж карабин мне дан? Стрелять буду, если нападут! — однако голос дрожит…
Кто-то из ребят-автоматчиков сочувственно предлагает:
— Слуш, сестренка! Может, махнем карабин твой на автомат. Автомат — дело верное!..
Однако, нет… «Карабин записан!»… Смеемся: «Дисциплинированный солдат!»…
Поболтав, отдохнув немного, несемся дальше. Делаем остановку в Зедлице. Все проголодались, хотят жрать. Разбрелись по домам. Я тоже пошел искать варенье и консервы, нашел их в каком-то бесхозном подвале. Через полчасика, удовлетворив свои потребности — пожрав и пос…. мотрев на луну, поехали дальше. Время уже 24.00.
Источник: Борис Адрианович Ильин. Победный дневник / Публ. Т. Фалиной. Цит. по: https://prozhito.org/person/499.
Проект «Настоящий 1945» создан студией «История Будущего» при поддержке Издательства Яндекса в рамках программы, направленной на развитие культурных и образовательных инициатив в области истории, литературы, искусства и философии.
Знакомьтесь с другими персонажами проекта в блоге «Настоящий 1945», а также подписывайтесь на проект в Яндекс.Эфире и Яндекс.Коллекциях.