Летом 1907 года офицер Гвардейского экипажа Михаил Иванович Климов поступил на службу бронепалубного крейсера «Олег».
За плечами осталось морское инженерное училище в Кронштадте - альма-матер многочисленных родственников, больших и малых чинов в морском военном флоте царской России - благо происхождение позволяло. А впереди - морские просторы и, конечно, слава.
Так с Михаила Климова, от моего двоюродного прапрадедушки и ведется рассказ о появлении в нашей семье удивительной вещи. Но о ней чуть позже.
Окончив морское училище, Михаил Иванович Климов проходил службу в Гвардейском экипаже - военно-морском формировании в составе российской императорской гвардии. Гвардейский экипаж, как и другие гвардейские полки русской армии, являлся привилегированной воинской частью.
Гвардейский экипаж всегда отличался элитным составом офицерского корпуса по образовательному уровню, деловым качествам, опыту морских плаваний и штабной работы. Для пополнения Гвардейского экипажа в него направлялись лучшие люди из флота.
Офицерский состав переводился сюда за отличие по службе. Поэтому Гвардейскому экипажу поручалось испытание многих новинок судостроения, артиллерийского вооружения, навигационной и другой техники. Среди них круглые суда, электрический катер, первые пороховые ракеты, управляемые электричеством орудийные башни, навигационные приборы повышенной точности и даже радиосвязь впервые была испытана на судах Экипажа.
В мирное время личный состав экипажа нес службу вместе с другими частями Гвардейского корпуса. Летом моряки ходили на кораблях Балтийского флота и императорских яхтах.
Вскоре после русско-японской войны 1904-1905 гг. потери Гвардейского экипажа в кораблях были пополнены новейшими боевыми миноносцами и крейсерами. В 1907 году в Гвардейский Экипаж был зачислен участвовавший в Цусимском сражении крейсер «Олег».
После поражения в войне с Японией руководство русского флота изменило принцип обучения морских кадров. Теперь молодых специалистов готовили на новых и действующих кораблях, вместо старых учебных. И на этом боевом корабле Михаил Иванович участвовал в проведении испытаний новых установок, а впоследствии стал заниматься подготовкой новых кадров.
Между частыми ремонтами крейсер «Олег» выходил в учебные плавания, проводил стрельбы. С 1907 по 1914 годы, до Первой мировой войны, крейсер прошел в учебных плаваниях десятки тысяч морских миль, не раз обогнув земной шар…
Из своих многочисленных морских походов Михаил Иванович привозил домой различные сувениры и редкие вещицы. Об одной из них, сохранившейся в нашей семье, и пойдет сейчас речь.
Как-то из одной из своих поездок привез Михаил Иванович необычный пояс. Ручной работы плетеный белый шелковый пояс с серебряными пряжками. И подарил его своей сестре, Марии Ивановне. Красивая, дорогая вещь.
Пояса такой формы и орнамента носили кавказские женщины в конце XIX – начале XXв. Серебряные пояса имели большую ценность и переходили из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков. Бытовали они главным образом в семьях местной знати и богатых людей. Кроме того, пояса всегда изготавливались мастерами-специалистами или делались в ювелирных мастерских. И стоял такой пояс немалых денег.…
Изготавливались эти пояса из плетеной шелковой ткани с пряжкой фигурной формы. Украшена пряжка гравировкой и чернью, орнамент растительный или геометрический криволинейный. В центре одной половины пряжки имеется квадратная прорезь. В нее при накладывании входит плоская петля, находящаяся на второй половине пряжки. Затем в петлю вкладывается закрепляющий соединение миниатюрный кинжальчик. Иногда на пряжке имелась надпись "Кавказъ", «Ялта», «Гурзуф». Встречались такие пояса у осетин, черкесов, адыгейцев, т.е. в местах, близких к городам и курортам, и изготавливались для богатых посетителей курортов и горожан. На пряжках филигранной работы ставились проба и инициалы мастера.
И у пряжки от нашего пояса есть свой мастер. На каждом элементе пояса стоит проба серебра 84 и клеймо мастера «ЯС». Нам удалось узнать, что согласно «Именника мастеров, ювелирных, мастерских, фабрик, альдеманов и пробирных мастеров» царской России это клеймо принадлежало пробирному мастеру Сорокину Якову Николаевичу, село Красное, Костромской губернии, 1898 г.
Судя по расположению пробы, изделие было изготовлено не позднее 1900 года. Можно предположить, что мастер в это время работал на Кавказе или в Крыму, где и создавал ювелирные изделия.
Михаил Иванович рассказывал, что был дружен с грузинским князем, и возможно, что этот пояс был подарком кавказского друга.
Итак, пояс оказался у его сестры – Марии Ивановны, матери моего прадеда. И в 1919 году, когда моему прадедушке, Зюзину Михаилу Петровичу, исполнилось 10 лет, она подарила ему этот пояс. Пока он был мальчиком – пояс надевался по праздникам. Но революция 1917 года внесла серьезные изменения в жизнь людей.
Предметы и украшения царской России стали считаться проявлением буржуазной жизни. Сначала их перестали носить, а позже и вовсе стали прятать, так как считалось, что хранящие у себя подобные вещи - это враги советского народа.
Жизнь первого владельца серебряного пояса сложилась непросто. По рассказам дочери Михаила Ивановича, он стал специалистом инженерной службы на флоте, принимал участие в съемках фильма «Броненосец «Потемкин», вышедшего на экран в 1925 году. Но в 30-х годах Михаил Иванович был репрессирован как белогвардейский офицер, но не расстрелян, так как был очень ценным специалистом, и его знания использовались и в заключении. Он был выпущен на свободу по амнистии в честь победы в Великой Отечественной Войне. Михаил Иванович вернулся на родину в г. Вязники Владимирской области, где служил на железной дороге. Его не стало в 1966 году.
Мой прадед, Зюзин Михаил Петрович, прошел всю Отечественную войну при штабе армии, а в советское время возглавлял юридический отдел протокола в горисполкоме гор. Горький, сейчас Нижний Новгород. Мой прадед и войну, и в мирное время бережно хранил доставшийся от матери подарок.
Этот пояс он передал своей единственной дочери Асе, моей бабушке. Тканая часть со временем пришла в негодность, серебряные же детали пряжки бабушка вставляла в кожаные ремешки и носила. Изысканный пояс не мог оставаться не замеченным.
Прошло много лет. В 2008 году родился я, Ярослав. И на первую годовщину моего рождения бабушка передала моей маме серебряные пряжки. Мы сначала и подумать не могли, что означают эти серебряные вещицы. Моя бабушка, Огнева Ася Михайловна, педагог училища в Нижнем Новгороде, музыкант, искусствовед, собирательница и хранительница родословной нашей семьи, и поведала нам историю этого украшения.
Руки ювелира в 19 веке создали серебряный пояс, приобретенный (или полученный в дар) двоюродным прапрадедом, он был подарен моей прапрабабушкой прадеду и, наполненный историей целого столетия, вобрал в себя судьбы четырех поколений...
В 2015 году мне было почти 7 лет, когда на 9 мая я гордо нес портрет моего прадеда Зюзина Михаила Петровича по улицам Нижнего Новгорода, составляя с моей семьей и тысячами других людей «Бессмертный полк». Тогда я еще не знал этой истории. Но гордость за своих предков, за то, что я, потомок русских офицеров из дворянской семьи, у которой есть своя, настоящая история – все это делало меня очень счастливым.
P.S. Когда-нибудь я передам эти серебряные реликвии своему сыну или дочери, и тогда их история дополнится еще одной. Историей уже моей жизни…
(подготовлено по материалам работы к Всероссийскому конкурсу 2019 "Моя семейная реликвия")