Найти в Дзене
Yulia L.

То поколение.

Для настройки на эпоху. Фото https://svoimi-rukami-da.ru/wp-content/uploads/2017/05/2017-05-13_085851.jpg.
Для настройки на эпоху. Фото https://svoimi-rukami-da.ru/wp-content/uploads/2017/05/2017-05-13_085851.jpg.

Щемит меня всегда родовая память в преддверии празднования Победы. Да и Радуница скоро. Сегодняшний мой пост - о самом главном для меня в моем роду человеке. Прабабушка Мария.

Я ее не застала, но вся моя жизнь пронизана ее присутствием, участием и созиданием рода. Моя прабабушка - наш родовой ангел-хранитель, историю ее жизни я передаю своим детям и очень надеюсь, что ни перескажут о ней своим детям.

Я долго искала фотографию, похожую на ее юность. Это мое предположение, что вот такой вот чистой и безмятежной была ее учеба на Высших Бестужевских курсах. Единственный документ, который она сохранила, и тот был с выправленной фамилией и именем. В 20-е годы она еще пыталась работать учительницей, потом решила, что безопасней с этим документом быть домохозяйкой.

И все фотографии, вся одежда, посуда, все-все, что могло продемонстрировать их происхождение - было уничтожено. Бабушка моя рассказывала, как в 19-м году пустила она на Пасху по Северному Донцу 6 узлов с домашней и семейной утварью - иконами, одеждой, посудой. Уничтожались и все бытовые и культурные привычки, которые могли выдать их дореволюционное прошлое. Так, прадедушка в юности выбирал из трех университетов - духовную академию, консерваторию или семейную специальность - модную и очень важную для государства в то время - и выбрал-таки именно физику, специализацию связи. Но, выпив рюмочку коньяку, тянулся к скрипочке.... Скрипочка - была главным врагом прабабушки, она ее прятала-перепрятывала, деду в руки совала балалайку... Что логично - переправленные документы свидетельствовали о его крестьянском происхождении. Уже выйдя на пенсию, в хрущевские времена, они немного ослабили самоконтроль, и дед стал распевать старинные романсы под семиструнную гитару. Так потом три сестры и поделили наследство музыкальное - одна забрала балалайку, вторая скрипку, а в нашей семье осталась семиструнка и огромная коллекция старинных романсов. Коллекцию эту прадед собирал по всем барахолкам, знакомым, перепискам... Огромная стопка нот - потертых, вырванных из каких-то полуистлевших сборников, с ятями...

Она - единственная в своем роду сохранила семью, мужа и детей. Троих из пятерых. Старшая дочь сгорела от тифа в 20-е годы, младший сын, поздний, послевоенный - умер от полимиелита. Три сестры - три мои бабушки, были для меня всю жизнь носителями и адептами великого искусства управления родом. Об их воспитании мы узнавали случайно и поздно - то бабушка забывшись, начала читать мне вслух французский текст из "Войны и мира"... Вторая бабушка, уходя от инсульта - бредила на немецком, французском и испанском. И с годами я стала понимать, что вся наша жизнь похожа отдаленно на помещичий уклад, все бабушки подсознательно выбирали жизнь в частном доме жизни в городской квартире. Но обустраивали эту жизнь с такой вольностью, удобством и комфортом - что это все больше и больше напоминает фильмы и постановки из "Вишневого сада" - гамаки в саду, чаепитие во дворе, веранда - зимний сад...

Всю жизнь, когда во мне закипает гонор - я остужаю себя мыслью о ней. Как она - высокая аристократка, вытащила весь этот ад - голод, бега, постоянные переезды (а уезжали они из поселения в 2 часа, если появлялся там кто-то, кто мог их узнать), бедность - вытащила в достатке. Она сажала огород, заводила кур, корову, сеяла пшеницу, овес и просо - которые сама отбивала и молола в муку и крупу... Я бережно храню всю жизнь ее 5 тетрадей с рецептами - она потрясающе готовила, консервировала. Дом был украшен вышивками, тончайшей кружевной крючковой вязкой. Она научилась шить - и вся семья была одета от и до, она шила все - вплоть до зимних пальто и прадедовых костюмов и пиджаков. Она - научилась и умела блестяще делать все, не чураясь грязной работы во имя сохранения мужа и детей. Когда-то мне бабушка рассказала одно правило про "обязательно обновлять одежду". Правило прабабушки - одно пальто в год, одна пара весенне-летней обуви и одна пара зимне-осенней обуви, комплект нижнего белья - каждый месяц, 2 новых платья в год, и плюс новая юбка и блузка. И так - для каждого члена семьи - с поправкой на гардероб мужчин. Как? Как она это вытягивала с 3 дочками, дедом - супер-элегантным - на одну учительскую зарплату....?

Мои бабушки получили высшее образование. Платное оно было в то время.

Прадед, в отличие от прабабушки, был классическим интеллигентом. Ни молоток, ни какой другой инструмент в руках держать не умел, да и не замечал этой необходимости. Чтобы не видели соседи, прабабушка иногда ночью тихонько сама чинила забор, а на ремонтно-строительные работы приглашала людей - выдавая свои чертежи за дедовы.

После смерти прадеда - она его отпела. Его - директора первой школы маленького города, самого уважаемого и известного человека, члена партии (по хрущовскому призыву).... и панихида в православной церкви.... куда все - и партийные и беспартийные вынуждены были войти и проститься. Это был шок. Через 30 лет это с восхищением вспоминали на похоронах моей бабушки - их дочки.

Это от нее у нас главное правило из литературной классики "служить бы рад - прислуживаться тошно"... Тот самый внутренний водораздел понятия Родина (как основа рода) и подчинения власти.

И последний дом, в котором они уже более-менее спокойно прожили после войны - был рядом с монастырем Одигитриевской церкви. Путеводительный наш дом детства. Отражением трехкупольной церкви в летнем пруду с цветущими лилиями да кувшинками, небом с голубыми облаками, стрекозами и бесконечным цветением ее сада.