Создателям тяжелых атомных подводных крейсеров проекта 941 "Акула" и тем, кто в разные годы на них служил, служит и будет служить, посвящается...
Соперники и конкуренты, отдавая должное инженерному таланту коллег, расценили совместное детище ЦКБ "Рубин" и Севмашпредприятия как победу техники над здравым смыслом.
Охотой за "Красным Октябрем" с ракетами щекотали нервы впечатлительным американцам создатели голливудских блокбастеров о холодной войне под водой, а сам корабль по условиям службы на нем назвали подводным "Хилтоном".
В 1986-м "Акулы" из стали занесли в Книгу рекордов Гиннеса, а спустя десять лет принесли на алтарь разоружения.
Три корабля из шести уже разрезали на металлолом, два - на очереди. А самому первому и самому старшему из них повезло: подводный крейсер стратегического назначения ТК-208, спущенный на воду 38 лет назад и переживший второе рождение в 2002-м, остается в строю и решает только ему посильные задачи.
27 сентября 2005 года экипаж крейсера "Дмитрий Донской" под командованием капитана I ранга Аркадия Романова сделал дорогой подарок себе и всем, кто с волнением ждал тогда новостей из полигона в Белом море.
День стал праздничным стараниями всех, кто имел отношение к первому испытательному пуску "Булавы": в 16:27 она успешно стартовала с борта ТК-208, который находился в надводном положении, а через тридцать минут головная часть достигла полигона Кура на Камчатке.
Для экипажа день памятен и по другой причине.
27 сентября 1980 года, за четверть века до первого пуска "Булавы", в обстановке повышенной секретности ТК-208 - первый в своем роде тяжелый атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения, ТАПРК СН - был выведен из стапельного цеха ПО "Севмашпредприятие" и спущен на воду.
Атомная подводная лодка «Дмитрий Донской» — это самый быстроходный тяжелый подводный крейсер. Оснащенный ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками, является самым грозным оружием подводного флота
Несмотря на то что с момента спуска на воду «Дмитрия Донского» прошло уже 40 лет, лодка до сих пор вызывает страх и восхищение у военнослужащих ВМС США.
Подводные лодки этого типа по сегодняшний день остаются самыми большими в мире. Их длина — 172 м, что больше футбольного поля. Силовую установку представляют два ядерных реактора, которые позволяют субмарине разгоняться под водой до 27 узлов (около 50 км/ч), а их мощности достаточно для того, чтобы обеспечить теплом и электричеством небольшой город. Благодаря ядерной силовой установке экипаж может находиться в условиях автономности до четырех месяцев.
Размеры корпуса субмарины позволили обустроить для экипажа сауну, небольшой бассейн и спортзал на борту. По этой причине лодка получила прозвище «Плавучий Хилтон».
Первые испытания после модернизации крейсер проходил в Белом море, в ходе которых были отработаны подводное маневрирование и погружение на глубину до 200 метров, при максимальной глубине погружения 400 метров.
В 2020 году КБ «Севмаш» совместно с конструкторскими бюро «Рубин» и «Малахит» завершит работу, а также обязуется испытать и передать флоту сразу четыре атомные субмарины:
- стратегический ракетоносец проекта 955А «Князь Олег»;
- АПЛ специального назначения «Белгород»;
- две многоцелевые субмарины проекта «Ясень-М» — «Казань» и «Новосибирск».