Найти тему

Разговор с мамой или когда твоя дочь психолог.

Как часто Вы общаетесь со своими родителями? И на сколько часто с ними Вы обсуждаете "сложные" вопросы?! Достаточно часто на кухне за чашкой чая или кофе у меня происходят разговоры с мамой на совершенно разные темы и ладно бы это были обсуждения каких-то, ну таких, обыденных тем, мол родственники что-то сделали (хорошо или плохо), но частенько мы обсуждаем общество, что нас окружает. И вот тут-то возникают сложности, потому что я на эти вопросы смотрю как психолог, а не прости её дочь. И одной из последних тем были #стереотипы .

Привычная картина - конфликт поколений.
Привычная картина - конфликт поколений.

Разговор начался с достаточно обычной, штатной ситуации - она поделилась увиденным днём и подытожила словами: "ну это же девочки, я поняла если бы это были мальчики". И вот после этой фразы и включился во мне режим "психолог", потому как на тот момент я читала исследования по теме гендерных стереотипов личности. А точнее формировании этих стереотипов поведения внутри семьи, где одним из инструментов формирования стереотипа поведения личности были аргументы: "ну ты же мальчик" и "ну ты же девочка", после которых перечислялись действия, которые не допустимы для мальчика или же девочки. Родители, воспитатели, бабушки и дедушки на каком-то бессознательном уровне что ли стремятся воспитать ребенка так, как воспитывали их, либо воспитать так, как их не воспитывали (тут уж смотря какие дозволительно-ограничительные меры были в их воспитании применены). Но в этом стремлении мы сталкиваемся с проблемой актуальности применяемых ими действий по отношению к ребенку. Ни для кого не секрет что с течением времени меняются и требования общества и его нормы, поэтому то, что было нормальным для наших бабушек может быть не совсем нормой, а где-то даже и проявлением совсем не педагогических мер воспитания ребенка. Да и сами дошкольники еще не способны критически относится к предоставляемой им информации, поэтому любое мнение, любой рассказ они могут принять за чистую монету при условии, что он прозвучал от авторитетного для него человека (мамы, папы, бабушки, дедушки и еще какого-нибудь важного для него взрослого). Стоит ли говорить о том, что дети только в младшем дошкольном возрасте узнают что мальчики отличаются от девочек. А точней даже это правильней будет звучать так "Маша отличается от Паши", но при этом это внешнее отличие по первичным половым признакам для них не является очевидным, в отличии от их родителей, которые понимают в чем разница между ними и кто из них кто. В головах родителей существует конкретное разделение по половой принадлежности, а у детей - нет. Для них девочка и мальчик - это что-то непонятное, но раз эти важные взрослые называют так, то значит и нужно называть детей похожих на меня - девочками или мальчиками и наоборот.

Так же это работает и в восприятии взрослого связи цвета и половой принадлежности ребенка. Ведь именно они формируют цветовой вкус ребенка, одевая его в соответствии с тем что "а девочки носят розовое, а мальчики синее". Да и производители зачастую поступают так, что изготавливают детскую одежду в определенной цветовой палитре в зависимости от пола будущего владельца. Хотя иногда конечно рисуют и выпускают темно-красный свитер для мальчика, но это редкость. Так же у детей формируется не совсем верное представление об уходе за собой и я не говорю о средствах гигиены, а о кремах и косметологических процедурах. Ведь мальчики видят суровых пап, что по утрам позволяют себе пользоваться кремом/пеной/гелем для бритья и только в случае раздражения,чаще всего, могут позволить намазать своё личико кремом/бальзамом после бритья. И ни о каких кремах для лица/рук/ног, чтобы смягчить кожу, напитать её речи и нет. Это ведь исконно женское. Как и красить волосы, хотя нынешние представители от 20 до 30 лет разрушают это мнение, что краска для волос существует только для девушек, но без критики сидящих у подъезда бабушек они не остаются это 100%.

Поэтому моя рекомендация для родителей и будущих родителей:

позволяйте своему ребенку самостоятельно определять кто он, чего хочет и можно ли ему проявлять эмоции или нет. Когда мальчик упал - забудьте фразу убивающую выход эмоциям у мужчин в будущем "мальчики не плачут", а говорите в таких случаях о чем-то отвлеченном от него, а именно уточните как сильно болит полученная рана, если речь о разбитой коленке, то сможет ли он идти?! А еще лучше перед первой помощью скажите ему "давай сейчас все вытрем/помажем/обработаем и моя любовь/поцелуй залечит твою ранку", поверьте такое объяснение на ребенка сыграет благотворней, чем укор "мужчины не плачут".