Доброго дня. Хочу поделиться с вами играми, в которые играю со своими малышами. Я 40-летний папа, воспитываю двух очаровательных малышей: двух с половиной и восьми лет. К сожалению, сидя дома, в настоящее время не так много развлечений для малышей, нет возможности покопаться в песочнице, поглазеть на окружающий мир, покопаться в грязи, побарахтаться в луже, поорать, повозиться и многое другое. Делюсь, чем мы занимаемся на карантине.
Игра «Найди клад»
Нарисуйте на листе бумаги план комнаты, где будет проходить игра. Спрячьте игрушку и покажите на плане место «тайника». Ребенок должен найти игрушку с помощью плана. Пока, в условиях карантина, учимся применять ее на практике дома. В эту игру можно играть и на детской площадке.
Такая игра способствует развитию логического мышления, пространственной ориентации и умению действовать структурно, по определенной схеме.
Игра в ассоциации, «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем»
Игра заключается в том, что один из играющих загадывает простое предметное действие (к примеру чтение книги) и с помощью мимики и жестов показывает его другому, который должен отгадать. В случае правильного ответа играющие меняются местами.
Другим вариантом этой игры может быть рассказ и показ друг другу короткого стихотворения, сказки или песенки, известных малышам.
Игра помогает развить воображение, фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игра «Угадай предмет»
Взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где он находится, для чего предназначен, из какого сделан материала и др. Ребенок должен отгадать, о чем идет речь. Чтобы усложнить задание, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загаданном предмете. Отвечать нужно только «да» или «нет». Этот вариант игры научит выделять отличительные признаки предмета.
Игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и выделению характерного в предмете.
Игра со звуками
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить игру в «звуки». Взрослый называет слово, а ребенок старается определить, с какого звука оно начинается, каким заканчивается, какие звуки еще он слышит в этом слове. Если малыш достаточно легко справляется с этим заданием, его можно усложнить, попросив проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, или в конце, или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.
Игра готовит малыша к обучению, чтению, развивает фонематический слух.
Необычайна и интересна игра по методике Монтесори, «Пузырьки с пипетками»
Нужно набрать окрашенную жидкость из пузырька в пипетку и аккуратно перелить в специальные ячейки, а потом обратно в пузырьки, не расплескав. Ёмкости с губками используются примерно с той же целью: вода набирается в губку, а затем отжимается из нее в емкость.
Таким образом развивается моторика пальцев и кисти. Смешивая краски, ребенок познает законы колористики.
Математику малыш изучает, нанизывая бусины. Шершавые буквы из бархатной бумаги, наклеенные на картон – пособие для обучения письму. Ребенок изучает алфавит через тактильные ощущения, ведь писать можно не только на бумаге, но и пальчиком на манной крупе или муке. Такие занятия вырабатывают хороший почерк.
Дедуля обучает младшенького внука по методике Г. Домана,
который утверждает, что большинство энциклопедических сведений можно изобразить с помощью картинок-карточек, показывая малышу. Карточки-картинки должны быстро сменять друг друга, так как малыш не может концентрироваться на них дольше нескольких секунд. Таких картинок нужно запастись побольше. «Чайка», «песок», «море», «соль», «водоросли», «ветка», «лес», «липа», «ягода», «кора» – допустим, эти 10 понятий вы продемонстрировали на картинках и озвучили голосом в течение минуты. На следующем этапе вы выстроите их в некий ряд, сообщая о связях между ними.
Чтобы обучить ребенка чтению, надо нарезать карточки из белого картона и красным фломастером написать на них слова и предложения. Демонстрируя карточки по 9 штук за минуту, а затем вынимая из набора по одной и заменяя новой, вы будете учить ребенка читать, не давая соскучиться (малыш еще не умеет воспринимать буквы, а на кирпичик-слово реагирует автоматическим запоминанием). Напомню, карточку нужно не только показывать, но и громко читать написанное на ней слово. Точно также ребенок учится счету – разглядывая карточки с точками, обозначающими цифры.
Второй этап обучения чтению – составление и издание собственных книг. Родители пишут их крупными буквами (сюжет может быть, как оригинальный, так и заимствованный). Главное – чтобы книжки были сделаны своими руками и проиллюстрированы семейными фотографиями или рисунками собственного изготовления. Восторг малыша будет гарантией того, что очень скоро он сам их прочитает.
Еще мы используем кубики Зайцева,
которые очень необычны. Они содержат не буквы, а единицы письма и чтения – «склады». А еще они «разговаривают»: мелодичный звон такого кубика указывает на звонкие согласные, тихие постукивания – на глухие. Малыш учится читать и писать сразу «по складам». «Склады» поются – так их легче запомнить. К кубикам прилагаются различные вариации сочетаний букв, которые должны быть в поле зрения ребенка.
Но самое главное я для себя уяснил давно – чудо, это сам ребёнок, а не методика его обучения.
Если интересно, пишите комментарии, поделюсь игрушками еще.