Как прекрасна сказка «Гуси-лебеди»! Самоотверженная девочка спасает брата от гибели. Но включаем нашу любимую рубрику «скандалы, интриги, расследования» и смотрим насколько эта сказка прекрасна на самом деле.
Итак, сначала вспоминаем сюжет:
Родители уезжают в город и наказывают старшей дочери следит за младшим братом. Но девочка заигрывается и не замечает как этого брата уносят гуси-лебеди. Через некоторое время сестра замечает, что брат пропал и начинает его искать. По пути своего следования она встречает печь, яблоню и реку. Те ей предлагают отведать своего плода, и тогда они подскажут. Девочка отказывается и через некоторое время все равно находит брата у бабы-Яги.
Когда баба-Яга уходит топить баню (чтобы помыть девочку и убить ее), мышка предлагает помочь девочке, если та ее накормит. Девочка кормит мышку, мышка помогает сбежать. (В сборнике Афанасьева про мышку ничего нет)
Дети убегают и по пути своего обратного следования встречают все тех же: реку, яблоню и печь. Но на этот раз девочка с радостью пробует их плоды, чтобы они помогли ей спастись.
Итог: девочка с братом дома, родители вернулись и хвалят.
Но это версия или для трезвых людей. Нам же есть, что разглядеть в любой ситуации.
Начнем с начала:
«Жили старичок со старушкой: у них было дочка……»
«… пришла девочка, глядь - братца нету!….»
«…девочка угадала, что они унесли ее брата…»
«….и долго ей бегать…..хотела она его толкнуть…..»
«… увидела его сестра…..»
«… речка посадила ее….Яблоня заслонила ее….Гуси увидели да за ней…..»
«Девушка посерей пирожок в рот, а сама в печь».
Внимательный читатель уже заметил как меняется номинация героини:
В начале сказки (своего пути) девочка всего лишь «дочка» или «сестра», т.е. она по сути функция или роль. Она имеет значения по отношению к кому-то. Когда родители уехали, а брат исчез «дочка-сестра» превращается в «девочку»
«Кликала, заливалась слезами, причитала, что худо ей будет от отца и матери…»
Пока она ищет брата о ней говорится только в третьем лице.
Когда героиня спасает брата, то превращается в «девушку».
Т.е. по сути, сказка «Гуси-лебеди» это рассказ о взросления женщины. Сначала она рождается наивной дочкой, которая не ведает нигде опасности, потом сталкивается с первыми трудностями и по началу говорит «Я сама знаю как надо жить!» («Не буду есть твоего пирожка»). И эта девочка так и бродит в лесу, с каждым разом все более более усложняя свою жизнь «Ну и что, что он не работает! Мы родим второго ребенка и он устроится» («Не буду есть и твоего яблочка»). С каждым новым витком своей жизни она сравнивает текущий момент своей жизни с идеальными «детскими» впечатлениями («у моего папеньки и не такое в садах росли). И не взрослеет.
Когда же эта девочка сталкивается с реальной опасностью (например, встреча с Бабой-Ягой, а в жизни болезнь), то она уже начинает рассуждать не об идеальном, а о РЕАЛЬНОМ.
Если воспринимать печь, яблоню и реки - как обстоятельства, то девочка их отвергает и не принимает. Взрослая девушка принимает реку, яблоню и печь и принимает их правила игры, поэтому взрослеет.
Одним словом, в жизни женщины наступает момент, когда каждая из нас теряет своего «внутреннего критика» (мужскую энергию, уверенность, братца) и думает, что время поможет найти нам тот кусок пазла, который сделает нашу жизнь более счастливой. А оказалось, что тот кусок пазла, необходимый для счастья, - это негативный опыт, который помог нашему мозгу развиться.