LINDEMANN
F&M (Spinefarm Records / Universal Music)
Второй альбом проекта Lindemann стал главным зарубежным хитом на музыкальном рынке России прямо в день его выхода в свет. Оно и неудивительно – как у нас может оказаться неуспешной работа, хоть каким боком связанная с немецкой группой Rammstein? А в Lindemann у микрофона – фронтмен Rammstein, Тиль Линдеман собственной персоной! Однако после первого же прослушивания “F&M” выясняется, что в альбоме гораздо ощущается личность другой творческой половины дуэта, а именно шведского композитора, продюсера и мультиинструменталиста Петера Тагтгрена. И даже более того – теперь Lindemann окончательно стал продолжением самого популярного проекта Петера, танцевально-металлического состава Pain.
Давайте честно и цинично поговорим о столь же циничной сути успеха уже вполне популярного и обласканного даже непрофильными СМИ поп- или рок-артиста. Как это ни банально звучит, когда такой артист нащупывает тот характер творчества, который полностью устраивает его уже немалочисленную аудиторию, он не то чтобы перестаёт развиваться – он просто начинает работать на общественный заказ. На самом деле ничего плохого в этом нет, и у слушателя создаётся стопроцентное (и в общем-то правильное) впечатление, что к его пожеланиям прослушиваются. Да и кто будет спорить, что предсказуемый альбом вашего любимого артиста – это очень хорошо, да и в коллекции вы такую работу наверняка оставите.
Видеоклип к пьесе "Steh auf"
С другой стороны, подобные артисты достаточно часто идут на выпуск сольных работ, либо неких сайд-проектов как раз с целью показать, что они могут быть другими, нежели в своей привычной ипостаси. И, как правило, такие работы не пользуются великим успехом – если только сам артист не суперзвезда мирового масштаба. Однако можно видеть и обратное, когда сайд-проект дотошно повторяет абсолютно все творческие формулы основного состава музыканта и оттого пользуется таким же громким успехом. Вроде бы цинично? Как сказать: нет ничего странного, что разным музыкантам, имеющим схожие взгляды на музыкальные стили и механику их конкретного коммерческого успеха, хочется поработать вместе, чтобы этот успех, как говорится, уже совсем «пробил крышу».
Это, собственно, и случилось с проектом Lindemann – про стилистику родной группы Тиля Линдемана что и говорить, а Петер Тагтгрен принёс в проект все наработки своего проекта Pain, существующего с 1997 года, и в своё время ставшего изрядной сенсацией европейской хэви-сцены. До того Петер был известен всему миру как лидер (и иногда в студийных условиях – единственный музыкант) злобной дес-металлической группы Hypocrisy и продюсер аналогичных по стилистике и звуку коллективов. Но, говоря о творчестве дуэта под именем Lindemann, необходимо помнить вот о чём: всё, что делали Петер и Тиль за его пределами, отлично вписывается в категорию «серийного искусства», пусть и музыкального. Говорить про музыкальную однотипность альбомов Rammstein – это ломиться в открытые ворота, и с группами и проектами Петера ситуация ровно такая же. Звучание последних работ Hypocrisy так же намеренно сыро и холодно, как и в 1992 году, разве что чисто технически лучше, а у Pain одна и та же танцевально-металлическая формула безотказно работает на всех восьми студийных работах 1997–2016 годов. Но надо отдать должное Петеру – он фактически единолично протащил на сцену Старого Света модель заокеанского танцевального индастриала начала 90-х, обеспечив ему необходимую европеизацию звучания – и, следовательно, должный успех. Поэтому нет ничего противоестественного в том, чтобы рассматривать Lindemann как также серийный проект, обречённый на успех просто в силу известности и успешности его составляющих.
Видеоклип к пьесе “Frau & Mann”
При всём этом “F&M” (сокращение означает всего-навсего “Frau & Mann”, хотя и тут для кого-то могут открыться глубинные бездны интерпретации) не очень-то схож со своим предшественником, скандальным альбомом “Skills For Pills” (2015), и вовсе не только по причине своей немецкоязычности, теоретически делающим его схожим с Rammstein. Прежде всего, здесь нет попыток какого-либо синтеза двух авторских начал, всё едино не очень хорошо получившегося на “Skills For Pills” – тот альбом звучал именно как Rammstein с английскими текстами. На “F&M” слушателю представлена очень прямолинейная комбинация: вокал «как у Rammstein» и музыка и аранжировки в основном «как у Pain». Излишне просто? Ну и что, а коммерческий эффект подобного материала однозначно выше, нежели у разнообразных «поисков и находок». Примечательно, что пилотным синглом “F&M” оказался номер “Steh auf”, аранжировка которого как раз представляет собой аналогичный элемент любого типового хита Pain за все годы существования проекта. Не меньшее влияние на материал “F&M” оказал факт развития этого альбома из первоначально запланированного саундтрека к «мюзиклу для взрослых» “Hansel und Gretel”, где всем известный сказочный сюжет оброс такими сексуально-патологическими подробностями, что писать о них в мэйнстримовых СМИ, ей-ей, как-то даже неудобно. В соответствии с такой установкой на альбоме появились номера в той стилистике, которая у Rammstein оказывается вечно задавлена апокалипсическими гитарами – эдакая стилизация под гипотетическое электрокабаре времён Веймарской республики, ярче всего проявленная в вальсовой (!) пьесе “Ah so gern”, да и страшный пианистический трек “Schlaf ein” от подобной концепции недалеко ушёл. Конечно, Петер прекрасно понимал, что не поклонники Pain составляют главную аудиторию Lindemann, а потому здесь вокал смикширован очень высоко, и рядовой поклонник Rammstein воспримет “F&M” именно как сборник «песен как у наших любимцев». Внимательный же меломан и тем более эксперт обратит внимание на обилие партий акустических ритм-гитар и синтезированных струнных инструментов, однозначно указывающих на Pain как источник вдохновения Петера-продюсера. Говоря прямо, “F&M” – свежайший на сегодняшний день пример создания безусловно хитового альбома для широкого слушателя, успех которого как раз обеспечен отсутствием в его материале и звучании каких-либо, даже самых малейших новаций. Сказать, что альбом плох – язык не поворачивается, но как учебник композитора и продюсера он гораздо более ценен, чем просто музыкальное произведение поп-культуры XXI века.
Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.
• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •