Я, Лиза Свиридова, с благодарностью и почтением принимаю участие в акции "Реки Победы".
Память человеческая – как река, если ее воды не пополняют родники воспоминаний и осадки печали, она иссякнет. В моей семье чтут память о победе в Великой Отечественной войне, ведь коснулась эта беда каждого, постучала каждый дом, ворвалась в семьи… не обошла стороной и мою семью.
Хочу рассказать о своем прадедушке, о котором часто рассказывает дедушка, показываем мне его фотографии.
Мой прадедушка, Свиридов Владимир Михайлович родился 20 июня 1923 года в селе Волотом, Белгородской области. Рядом протекала речка, в которой мальчиком и подростком постоянно купался Володя. Он очень любил воду, ценил колодезную воду больше всего, так как она была прохладная и чистая.
Когда началась война, ему было 19 лет. В действующие войска его взяли не сразу. В 1942 году его привезли в Севастополь последним транспортом на большой корабле под названием «Крым». Впечатление от моря было огромное! Необыкновенные просторы и мощь. Было немного страшно, когда кругом вода, хоть и умел плавать, но до берега очень далеко. Запомнился особый «запах моря», у другой воды такого запаха нет. «Соленый, терпкий и какой-то жесткий, с характером».
Со слов прадедушки (в пересказе дедушки):
«Когда прибыли в Севастополь дали трехлинейку в руки и рота из 160 человек отправилась брать «высоту», не большую по размеру, огромную по значению. А сверху два немецкий расчета пулемета, они начали огонь… Вернулось всего 6 человек».
Рассказ был всегда короткий, и с паузами. Но я даже сквозь время чувствую многозначность, боль в этой тишине между слов. Да, я их не слышу. Но я их чувствую.
Мой прадед был в числе выживших. Вскоре после этого его взяли в плен. И дальше начались настоящие мучения. Вот где была боль, настоящая и суровая.
Со слов прадедушки (в пересказе дедушки):
«Самый страшный плен был на Украине, когда пленных охраняли западные украинцы, которые расстреливали даже женщин, пытающихся пронести еду пленникам».
Вот здесь прадедушка часто вспоминал море. Оно уже не казалось пугающим и отталкивающим, оно даже успокаивало во сне. Почему часто снилось море? Все просто. Не хватало воды. Пить очень хотелось. Многие умирали от обезвоживания. Даже луж рядом не было. А ту воду, которая доставалась пленным, как будто специально портили чем-то.
Нам, живущим в мирное время сложно понять сегодня действительную ценность чистой воды, когда многие не понимают ее значения вообще. А тогда, прадедушке и тем, кто был с ним рядом хотелось выпить из родника прозрачной влаги больше, чем избавиться от боли.
Дальше прадедушку Владимира Михайловича «перегнали» в Польшу, где у него началась страшная болезнь - дизентерия. Его отнесли в барак смертников и оставили там умирать, а одна полячка, не боясь дизентерии и выходила его. Обходя стражу, она носила ему яйца, сметану и молоко. Как и где она это все брала, как обходила охранников и доносила до пленного больного продукты – останется загадкой. Он выздоровел, а имя полячки не смог вспомнить, но благодарен был ей всегда.
Потом он как военнопленный работал на заводе. Но, от отсутствия элементарных условий гигиены и, опять же ВОДЫ, у него «случилась гангрена», плюс ко всему, он отморозил эту ногу. Врач-хирург кусачками ножовкой по металлу отрезал средние фаланги пальцев на правой ноге и гангрена отступила.
В 1945 году его и тех, кто был в плену в Польше в это время, освободили американцы, долго уговаривали уехать в Америку, но прадед не согласился.
Его передали советским войскам. Долго шли допросы, разбирательства. Потом был суд. Прадедушку оправдали и даже наградили медалью за Победу над фашисткой Германий.
После этого он еще 1,5 года служил в армии в 1947 году вернулся в родную деревню¸ к родной матери. Через какое –то время - завербовался и уехал на Урал, в поселок Черноисточинск, где потом и женился на моей прабабушке Вере.
Умер Владимир Михайлович 14 августа 1988. Но не от болезни и не от старости, а когда копал колодец -произошел несчастный случай. Прадедушка хотел в своем доме сделать такой же колодец, как когда-то был на его родине. Чтобы дети пили чистую прохладную воду. Колодец сделали, но уже без него, а в память о нем.
Вот так вода, мысли о воде сопровождали моего прадеда всю его жизнь. Он знал цену капле чистой воды.
Автор статьи: Свиридова Елизавета.
Ставьте "класс", подписывайтесь на канал.