Эпиграф. Нет худа без добра.
В нашу жизнь пришел карантин, и жизнь заиграла новыми красками.
Мой 6-тилетний боец до карантина три раза в неделю имел дошколку, два раза футбол, 1 раза рисование и шахматы. Теперь у него есть папа, работающий на удаленке, мама – тоже самое, и планшет. Смотреть на это не было сил, и я решила поддержать его русский язык, арифметику и чтение. Для чего было приобретены грифельная доска, чтобы ему было интересно писать мелками, и учебные пособия серии Школа для дошколят. Взяла их, поскольку они разработаны с учетом ФГОС дошкольного образования, у нас в дошколке учат по похожим.
Что я вам скажу. Уже несколько дней я пытаюсь убрать из своего мнения неформатную лексику, но из легального русского языка в нем были только союзы и наречия. Ну и пунктуация. Остальное излагалось только выражениями, которые я сейчас писать не буду. Но кое-что мне написать, все же, хочется.
Теперь будут цитаты.
Предисловие. Пятый абзац.
Звуко-буквенный анализ слова (умение разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, умение точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, «когда пишется, так как слышится»)
Мой мозг пережевывал эту фразу несколько минут. Вообще меня никто не упрекал в тугодумстве, но тут меня что-то замкнуло. Я все пыталась сопоставить мое более-менее удовлетворительное знание русской орфографии с этой формулировкой.
И знаете, что я вам скажу? Если этой мути учили моего ребенка в дошколке, то я теперь понимаю, почему мой сын из школы принес слово «сьдесь» и «пиримена».
С 3 по 39 страницу этого пособия делается все, чтобы отвлечь ученика от одного из главных постулатов русского языка: многие русские слова пишутся не так, как говорятся.
Поскольку мой парень своего мнения не скрывает никогда, узнать, почему он пишет слово ЗАИЦ, было очень легко. Он так слышит. Поскольку я продукт советской школы, для меня это не аргумент. А для него аргумент. Весь этот звуковой анализ объясняет ребенку, что звук в письме – это главное. Как слышу – так и пишу. Бесподобно. Только большая часть русской орфографии с этим почему-то не согласна.
Далее.
Страница 17. Цитата
Звуко-буквенный анализ слова.
Эти согласные звуки всегда твердые: {ж}, {ш} {ц}
А я то думаю, почему мой никогда после Ш не пишет мягкого знака. Слова поедеш, выйдеш, зайдеш. Спрашиваю, почему нет мягкого знака? Отвечает – это твердый звук. Превосходно. Как после этого ребенку объяснять применение мягкого знака? Зачем он нужен после «мягкого» звука ч? Он и так мягкий. Как теперь объяснить ему необходимость Ь в слове помочь? А если согласный твердый, как ж и ш, мягкий знак там не нужен. Всю эту логику мой ребенок принес из дошколки, из дошколки! А это пособие мне наглядно показало, откуда эта логика взялась.
Далее. Страница 20.
Надо же, есть указание:
В словах Ь обозначает мягкость согласного звука.
Ну и как это соотносится со стр. 17? Мягкий знак существует как сферический конь в вакууме - он есть, но для чего он нужен, если звуки сами по себе твердые и мягкие?
Читаю дальше.
Страница 29.
Цитата:
Назови изображенные предметы и найди указанный звук. В каких словах слышится звук «Д» , а в каких «Т». Ну и так далее - «б» и «п», «з» и «с», «г» и «к».
Слышится, понимаете, слышится!!!
Как после этого «слышится» объяснять ребенку, как пишется слово «снег»?? 6 упражнений на то, чтобы ребенок услышал в написанном слове звук, который писать не надо!
В общем, я не жалею о потраченных на эти пособия денег. Благодаря им я поняла две вещи: как ребенка учить не надо, это во-первых, и учить ребенка придется самой, во-вторых.
Вся вышеизложенная муть у моего сына была нивелирована несколькими занятиями, где я ему объяснила:
1. Слово часто пишется не так, как слышится, и это нормально.
2. Написание надо запомнить, вот и все. Как писать – смотри в книгах, которые читаешь.
3. Если не помнишь, то написание слова, на конце которого непонятно какая согласная, глухая или звонкая, нужно проверять ударением. Снег – снегА, шоколад-шоколадА, короб - коробА.
Надеюсь, карантин продлится достаточно долго, чтобы у меня было время выжечь всю эту образовательную лажу из моего мозга моего сына. А вот в первый класс идти уже не хочется. А я еще и математику и логику купила.