Исследовательские компании ЦСП «Платформа» и Online Market Intelligence проводят глубокий анализ общественных реакций на события, связанные с пандемией covid-19. Последние исследования коснулись уровню господдержки и волонтерства в стране.
Согласно полученным данным, те или иные эффекты экономического кризиса на 21 апреля уже затронули 67% опрошенных (против 60% в начале апреля). Почти у половины (49%) существенно сократился доход семьи (против 45 % в начале апреля). При этом наиболее массовые последствия наступили во второй половине марта – с начала апреля наблюдается незначительный прирост показателей. С теми или иными негативными проявлениями на рынке труда столкнулись 68% опрошенных из числа тех, кто работал на начало пандемии. Наиболее массовыми негативными последствиями для работников стали: отмена премий, снижение заработных плат, перевод на неполную ставку. В неоплачиваемый отпуск отправили 10% работающих. При этом исследователи предполагают значимую долю неучтенной безработицы – только пятая часть потерявших работу сообщила, что уже зарегистрировалась в качестве безработных. В качестве причины, почему респонденты не стали оформлять свой статус, называлась невозможность собрать необходимые справки и встать на учет в период самоизоляции и закрытия учреждений. Важна и общая неопределенность ситуации — часть работников может ожидать возврата к прежней работе после окончания пандемии. За последний месяц был анонсирован целый ряд мер поддержки населения из наиболее пострадавших групп в период пандемии. Однако доля тех, кто уже получил какую-либо поддержку, пока мала и составляет 15% от льготных категорий. Примерно каждый пятый (18%) от тех, кто получал выплаты, столкнулись с теми или иными сложностями при оформлении. Наиболее распространенная проблема – это трудности со сбором документов (10%). Среди тех, кто не получил выплат, наиболее распространенная причина та же – сложности при оформлении документов в ситуации, когда человек находится на самоизоляции и не
все учреждения продолжают работу. Нередко в качестве причины указывались сбои в работе сайтов, через которые можно подать заявку дистанционно.
«Существует изученный эффект: часто тем, кто сильнее всего нуждается в помощи, сложнее всего ее получить – это требует дополнительных усилий, юридической грамотности, времени. Стоит учитывать, что получение помощи сопряжено сегодня не только с обычными барьерами, связанными с оформлением документов, но для ряда людей и с необходимостью осваивать новые для них цифровые инструменты», — говорится в исследовании. Текущая пандемия отличается беспрецедентными мерами профилактики — несколько миллиардов человек в мире оказались на самоизоляции. Не все из них могут покидать квартиры или заказывать все необходимое онлайн. Отследить всех нуждающихся централизованно и в короткие сроки организовать помощь сложно. В такие периоды особую роль начинают играть горизонтальные связи – солидарность и взаимовыручка граждан. Однако в различных странах и культурах эти качества имеют свои особенности.
«Исследование показывает, что уровень взаимовыручки среди российского городского населения очень мала. Соседские связи на уровне многоквартирных домов не развиты ни в мегаполисах, ни в городах меньшего размера. Старший по подъезду или дому – возможный центр самоорганизации и сбора информации. Его знает только каждый четвертый житель многоквартирных домов (24%). Только 5% отметили, что в их домах есть инициативные люди, которые организуют помощь и 6% что в их доме сразу узнают, если кому-то требуется поддержка. Соседская общность формальна, в городах ответственность за заботу делегирована органам социальной опеки – 65% опрошенных считают, что в первую очередь помогать людям должны именно соцслужбы», — говорится в документе. Зона взаимопомощи для большинства россиян ограничивается кругом родственников.
«Больше других в практику заботы о ближнем вовлечены люди 18-24 лет – если среди всех опрошенных 64% не помогали никому с момента начала кризиса, то среди самых молодых участников эта доля составляет 56%. Они же чаще помогают не только родственникам, но и соседям, а также посторонним в качестве волонтеров», — пришли к выводу социологи. Самые распространенные виды помощи – покупка продуктов, вынос мусора и психологическая поддержка тех, кто оказался в самоизоляции в одиночестве. Сегодня в одиноком заточении находятся 14% граждан, среди них -25% тех, кому за 55 лет.
А когда-то русский народ славился взаимовыручкой, «дружбой домами» и способностью отдать последнюю краюху хлеба незнакомцу. И уж точно большинство считали — на соцслужбы надейся, а сам не плошай.