«Танец клапанят» - это профессиональный жаргон и термин, которым пользуются многие опытные автовладельцы, понимающие под этим повреждение клапанов чаще всего в результате обрыва ремня механизма газораспределения. Подобное приводит к удару со страшной силой поршня о ещё не закрывшиеся клапана. В результате такой неисправности клапана выгибаются, после чего требуется дорогостоящий капитальный ремонт головки блока цилиндров, а то и всего двигателя. Рассмотрим причины таких неисправностей, расскажем о способах ремонта и возможной профилактике таких проблем с силовым агрегатом.
Основные причины повреждения клапанов
Основная причина такого «танца клапанят» - это обрыв ремня или проскальзывание цепи механизма газораспределения. Если автовладелец не следит правильным образом за своей машиной, не следует рекомендациям автопроизводителя и не производит необходимый сервис ремня ГРМ, то, в конечном счете, происходит обрыв привода, после чего возникают критические поломки двигателя.
Часто можно услышать ошибочное умозаключение, что двигатели с цепным приводом будут вечными, поэтому какого-либо обслуживания механизма ГРМ тут не требуется. Однако сегодня отмечается такая тенденция, когда автопроизводители экономят на качестве запчастей, они выпускают моторы с тонкими не слишком надежными цепями, которые в процессе эксплуатации растягиваются и изнашиваются, что приводит также к серьезным проблемам с клапанами, которые требуется менять после их «встречи» с поршнем.
Способы ремонта
Ремонт в подобном случае будет заключаться в замене погнутых клапанов, так как восстановить их геометрию без замены попросту невозможно. Двигатель вскрывается, проводится его диагностика и переборка, часто приходится менять всю клапанную группу, а в отдельных случаях также отмечаются проблемы с поршнями, которые мастера приговаривают на замену. Такой капитальный ремонт имеет соответствующую стоимость, поэтому автовладельцу необходимо правильно следить за своей машиной, своевременно выполнять сервис привода механизма газораспределения, что и позволит избежать подобных неисправностей.
Определить такие неисправности можно по характерным признакам, при этом тяжесть поломки будет напрямую зависеть от грамотных действий водителя. Если в дороге двигатель что называется стукнул, потерялась мощность, появились посторонние звуки из двигателя, мотор следует сразу же заглушить, ни в коем случае не пытаться его завести и добраться самому до сервиса. При наличии таких неисправностей сразу вызывают эвакуатор, доставляют автомобиль в мастерскую, где мастера, раскрутив мотор, смогут определить поломки и проведут грамотное восстановление двигателя.
Если же автовладелец пытается завести машину после такого удара и начинает движение, то подобное не только полностью выводит из строя клапанную группу, но и появляются задиры в цилиндрах, может даже загнуть поршни. В итоге такой мотор проще будет заменить, чем заниматься его капитальным восстановлением.
Профилактика неисправностей
Основным способом профилактики подобных неисправностей является регулярный правильный сервис, в двигателе необходимо менять ремень и все ролики натяжители. Автопроизводитель в технической документации обычно оговаривает сроки выполнения такой работы, при этом владельцу машины необходимо строго придерживаться таких требований по сервису, что позволит избежать серьезных неисправностей силового агрегата.
На автомобилях с цепным приводом также требуется проводить осмотр состояния механизма ГРМ, приблизительно к 150 тысячам пробега цепь уже растягивается, что требует её замены. Отдельные автомобили в двигателях имеют специальные ревизионные окошки, которые позволяют определить состояние цепи без непосредственно вскрытия двигателя. Обычно такой осмотр проводят мастера при замене масла, и на основании полученной информации рекомендуют автовладельцу проводить ремонт автомобиля и менять растянувшуюся цепь.