В основном эта статья будет полезна тем, кто привык уточнять те или иные моменты у коллег по работе. Тем, кто работает с клиентами и в процессе обсуждения задач необходимо уточнять у специалистов ту или иную информацию.
В офисе такое общение случается быстро — достаточно подойти к нужному человеку, позвонить по внутреннему номеру или так далее.
Некомпетентность.
Это тот момент, когда у клиента есть вопрос, а вы в нём не разбираетесь. Ну не ваша эта задача, например. Чтобы ответить на вопрос теперь нужно написать другому сотруднику, дождаться ответа, сформулировать ответ и отправить ответ. Потом опять уточнить и опять ответить)
Или например, если у вас нет коллег и работаете вы на себя. Но вопрос задают такой, на который нет сейчас ответа.
Правило 1: СПИСОК ВОПРОСОВ
Во время переговоров, во время консультаций или общения по проекту с заказчиком фиксируйте список вопросов. Просто фиксируйте, не отвлекаясь на них. Иначе беседа затянется, разговор может уйти в другую сторону.
Поэтому фиксация вопросов и утверждение этого списка (поговорили и отослали список, чтобы сказали нам «ДА, все верно») спасает как от отвлечения и потери нити беседы, так и от возможности что-то пропустить и потом не сделать.
То есть: поговорили, прислали список вопросов на утверждение, в спокойном режиме нашли ответы сами или отправили специалистам/коллегам, получили/сформировали ответ и отправили обратно заказчику.
Правило 2: НЕ ЛЕЗЬ НЕ В СВОЮ ОБЛАСТЬ
Если вопрос во время переговоров не касается вашей зоны ответственности или области вашего разговора, то:
- Отложите его на потом
- Если знаете ответ, то расскажите потом, но не в рамках этого разговора
- Если не знаете ответ, то пожалуйста, так и скажите об этом.
Потому что общее впечатление о вас как о специалисте складывается не только из проф.вопросов, но и из вот таких, не лежащих в вашей компетентности, вопросов тоже. И если вы плаваете в вопросе, если нет опыта, то лучше так и скажите.
НЕДОСТАТОК ЗНАНИЙ
Этот пункт очень близок к некомпетентности. Он не лучше, не хуже, он просто есть. Все специалисты разного уровня, у всех разный опыт и разная подготовка.
Чаще всего недостаток знаний вскрывается уже во время проекта или во время выполнения задач. Поэтому есть ряд правил и к такой ситуации.
Правило 3: СВОЕВРЕМЕННО ПРЕДУПРЕДИ О ТОМ, ЧЕГО НЕ ЗНАЕШЬ
Когда необходимо выполнить задачу, а вы не знаете как подойти к выполнению, то лучше заранее об этом предупредить и согласовать с постановщиком задачи. Что да, логика выполнения понятна, но ещё никогда такого не делали.
Если же этот момент вскроется и обнаружится в середине работы или в конце выполнения работы, то можно нарваться или на штрафы, или на невыплаты всей суммы по проекту. А что ещё хуже — из-за такой безалаберности потерять потенциального заказчика и его рекомендации, а рынок сейчас переполнен.
Правило 4: ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ С ПРОЕКТОМ И ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ, СКАЖИ ОБ ЭТОМ
Всегда держи руку на пульсе и сообщай о любых затыках. Сэкономишь время и нервы всем окружающим. Помни, в каждом проекте ты не один/не одна, есть как минимум ещё один участник процесса — это заказчик или начальник.