Найти тему

Валютный контроль: либерализация или ужесточение в России?

1 января 2020 года вступили в силу изменения положений российского валютного законодательства. Предлагаем рассмотреть основные из них и провести анализ практических вопросов, связанных с изменениями.

Константин Асабин

Совершенствование процессов межгосударственного взаимодействия налоговых органов, расширение возможностей по контролю за соблюдением требований национального законодательства ожидаемо приводят к тому, что ряд нормативных положений, устанавливающих ограничительные меры, становятся в некоторой степени невостребованными. Ярким примером такой ситуации является российское законодательство о валютном регулировании и валютном контроле, нормы которого активно пересматриваются.

В частности, 2 августа 2019 года принят федеральный закон № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств». Законом вносится ряд изменений, которые пересматривают объем обязательств для владельцев иностранных счетов. Но можно ли новые инициативы однозначно определить как движение в сторону либерализации положений федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»?

Кого коснутся изменения?

Валютный резидент сегодня (определение действует с 1 января 2018 года) – это российский гражданин или владелец вида на жительство в случае с физическими лицами, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно, что под это определение, в частности, не подпадают постоянные представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории Российской Федерации, а также международные компании (зарегистрированные в специальных административных районах на островах Октябрьский и Русский[1]).

Каждый валютный резидент – собственник иностранного счета обязан придерживаться требований и ограничений, предусмотренных положениями федерального закона № 173-ФЗ, в частности:

  • представлять в российские налоговые органы уведомления об открытии, изменении реквизитов и закрытии иностранных счетов, а также ежегодно отчитываться по движению средств;
  • осуществлять расчеты с использованием иностранных счетов только в прямо разрешенных законом случаях;
  • соблюдать закрытый перечень оснований для зачисления денежных средств на иностранные счета;
  • обеспечивать репатриацию денежных средств в предусмотренных законом случаях (к примеру, при выдаче займов).

Послабления предусмотрены лишь для тех валютных резидентов, которые проводят за пределами Российской Федерации более 183 дней – некоторые специалисты называют таких резидентов «специальными» – они не обязаны отчитываться по счетам и могут без ограничений зачислять денежные средства на иностранные счета, пока вновь не вернутся в Россию.

Какие правила поменяются?

Принятый закон вобрал в себя инициативы, несколько лет существовавшие в виде отдельных законопроектов. Предложения, озвученные ранее Минфином России (частичная либерализация и снижение штрафов) и Центром стратегических разработок (полная отмена валютного контроля) не нашли соответствующей законодательной поддержки, но отдельные элементы были интегрированы в принятый закон.

Далее следует разобраться в основных планируемых изменениях и оценить, насколько сильно вступившие в силу с 1 января 2020 года правила улучшают или ухудшают положение российских валютных резидентов.

Основные изменения валютного законодательства с 1 января 2020 года

-2

1. Понятие «зарубежный счет» приобретает новый смысл и содержание

Механизмы валютного регулирования и валютного контроля посредством введения в действие нового закона распространяются не только на зарубежные банковские счета, но и на счета «в иных организациях финансового рынка». Такие организации в законе определяются как организации, которые в соответствии с законодательством юрисдикции осуществления деятельности имеют право привлекать денежные средства и финансовые активы валютных резидентов Российской Федерации.

При этом решение относительно разрешенных оснований зачисления денежных средств на такие счета и списания денежных средств с таких счетов будет принимать Центральный банк Российской Федерации в рамках будущих разъяснений. Их отсутствие на данный момент, как и сами нововведения, порождают ряд важных вопросов. В частности, ведущие специалисты обратили внимание владельцев иностранных счетов на неопределенность, связанную с тем, что законом не предусмотрен легальный режим оснований зачисления на небанковские счета валютных ценностей, отличных от денежных средств.

Примечательно, что до появления нововведений в профессиональной сфере шла широкая дискуссия о необходимости уведомления российских налоговых органов об иностранных счетах, отличных от банковских, таких как брокерские или депо-счета. Позиция контролирующих органов не была последовательной в данном вопросе – первоначальную позицию (письмо Минфина России от 2010 года[2]) об отсутствии обязательств уведомления по брокерским счетам сменила более жесткая, которая квалифицировала необходимость представлять уведомления, отчеты и соблюдать ограничения в соответствии с валютным законодательством в случае наличия у организации банковской лицензии, а также возможности зачислить на такой счет денежные средства (например, см. письмо Федеральной налоговой службы 2016 года[3]).

На практике консервативная позиция сводилась к декларированию любых иностранных счетов в независимости от их критериев и характеристик, а в случае невозможности зачисления на такие счета денежных средств или учета денежных средств ввиду особенностей таких счетов, в рамках ежегодно представляемых отчетов по таким счетам обозначились «нулевые» движения.

Последние разъяснения Федеральной налоговой службы, опубликованные на официальном сайте, пояснили валютным резидентам, что представлять отдельные уведомления по таким счетам не придется, а отчитываться по движению средств по ним первый раз будет необходимо только за 2020 год (до 1 июня 2021 соответственно).

2. Новые условия работы с иностранными счетами в определенных юрисдикциях

После вступления в силу поправок в федеральный закон № 173-ФЗ кардинально меняются условия работы с иностранными банковскими счетами, которые открыты в банках на территории стран-членов ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) или ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) при условии, что такие страны участвуют в процессе автоматического обмена информацией с Российской Федерацией.

Речь идет о большинстве стран развитого мира, кроме таких примечательных как, к примеру, Кипр, Лихтенштейн, Монако (не являются членами ни ФАТФ, ни ОЭСР), США или Великобритания (не обмениваются информацией с Российской Федерацией в автоматическом режиме).

К слову, на налоговые органы может быть возложена обязанность по опубликованию на своих информационных порталах актуальных сведений по странам, которые обеспечивают обмен информацией с Россией (сегодня в открытом доступе уже есть проект приказа ФНС). На иностранные счета валютных резидентов, открытые в таких странах, можно будет зачислять денежные средства без ограничений, вне зависимости от оснований.

Такая мера беспрецедентно либерализует режим использования иностранного счета и по сути отменяет необходимость превентивного аудита нестандартных валютных операций по иностранному счету на предмет потенциальных валютных правонарушений со штрафами от 75 до 100 процентов от суммы операции (статья 15.25 КоАП РФ).

Более того, по банковским счетам российских резидентов в обозначенных юрисдикциях не обязательно представлять ежегодные отчеты о движении средств, если:

  • общий объем зачислений и списаний с иностранного счета не превысит 600 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте по курсу ЦБ на 31 декабря отчетного периода);
  • балансовый остаток по счету на конец года составит менее 600 000 рублей при условии полного отсутствия зачислений на такой счет в течение отчетного периода.

В данной ситуации справедливы два важных комментария – во-первых, соблюдение второго критерия на практике довольно проблематично ввиду того, что любой иностранный счет, не без исключений, необходимо пополнять как минимум для оплаты комиссии за его обслуживание.

Во-вторых, следует понимать, что в том случае, если резидент регулярно отчитывался по своим иностранным счетам в таких юрисдикциях, непредставление отчета в отношении следующего налогового периода может повлечь за собой запрос со стороны ФНС с просьбой подтвердить соблюдение условий нового законодательства путем предоставления выписки (что на практике сложнее, чем представить в налоговую инспекцию отчет с небольшими оборотами или остатками).

3. Новые основания для зачисления средств на иностранные счета

В отношении иностранных счетов, открытых в юрисдикциях, не подпадающих под вводимые льготы, поправки предлагают введение трех новых оснований зачисления средств, включая:

  • выплаты от нерезидентов в российских рублях по внешнеторговым контрактам (на которые не распространяются требования о репатриации);
  • возврат денежных средств, ранее переданных нерезидентам в доверительное управление (распространяется только на счета в юрисдикциях ФАТФ или ОЭСР);
  • выплаты в случае продажи драгоценных металлов, если законодательство иностранного государства предусматривает запрет на совершение таких выплат напрямую на счета в российских банках.

Ранее не менее знаковым событием стало появление Указания Центрального банка Российской Федерации от 21 марта 2019 года № 5095-У  «Об утверждении перечня иностранных бирж, прохождение процедуры листинга представляемых ценных бумаг на которых является условием для осуществления эмиссии российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок», которое многократно расширило перечень иностранных бирж, котируемые инструменты на которых можно погашать с зачислением денежных средств на иностранные счета валютных резидентов – в новом списке бирж уже 64 (вместо 10); сделки с котируемыми инструментами, которые не относятся к одной из таких бирж, можно назвать относительной редкостью.

4. Либерализация требований по репатриации

Не менее значимым является то, что принятый проект изменений в положения валютного законодательства предусматривает постепенный отход от обязательных требований репатриации по внешнеторговым контрактам в том случае, если соответствующие обязательства определены в контракте в российских рублях и в рублях же осуществляются расчеты.

По отдельным категориям товаров 100% выручки не придется репатриировать уже с 2020 года, иные категории (в основном сырье и товары, связанные с нефтяной промышленностью), отдельно поименованные в законе, будут полностью освобождены от соответствующих требований только к 2024 году.

Либерализация требований репатриации не распространилась на отдельные стратегически значимые категории товаров, связанных с лесохозяйственной деятельностью.

Самым важным фактором является то, что либерализация не затронула договоры займа (соответствующие требования обязательной репатриации сумм, выданных в пользу нерезидентов, были введены в 2018 году) и расчеты по таковым.

Более того, поправки законодательно вводят обязательное требование предоставления уполномоченным (российским) банкам информации о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешним договорам (внешнеторговым контрактам и договорам займа).

Это по сути сулит перспективу невозможности выдать заем до востребования в пользу нерезидента или открыть кредитную линию (заключить рамочный договор займа) в адрес нерезидента, так как такие договоры по своей природе не подразумевают включения положений о конкретных сроках возврата займа в пользу резидента. Многие российские банки и ранее не пропускали платежи по таким договорам.

5. Новые условия расчетов со «специальными» резидентами

Еще с 1 января 2018 года, когда валютными резидентами были признаны абсолютно все граждане нашей страны и владельцы видов на жительство Российской Федерации, в законе появились льготы для тех резидентов, которые пребывают за пределами территории Российской Федерации более 183 дней – так называемых «специальных резидентов».

При этом на таких «специальных резидентов» по-прежнему распространялся запрет на осуществление валютных операций с другими валютными резидентами, проживающими как за рубежом, так и в России, за исключением небольшого законодательно определенного перечня разрешенных операций. Закон дополняет этот скромный перечень случаем, когда российский валютный резидент перечисляет денежные средства в пользу «специального» резидента, в том случае если последний зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в соответствии с законодательством иностранного государства.

Таким образом, теперь в случае осуществления транзакции в пользу индивидуального предпринимателя за рубежом с использованием, к примеру, карты, привязанной к иностранному счету, российский валютный резидент с наибольшей вероятностью не нарушит требований российского валютного законодательства, хотя на практике и ранее административные возможности отслеживания таких транзакций на предмет возможного привлечения к ответственности за валютное правонарушение были ограничены.

Тем не менее, в случае если такие расчеты осуществляются на периодической основе, не лишним будет запросить у индивидуального предпринимателя подтверждающие документы на случай интереса налоговых органов к таким валютным операциям.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Незадолго до выхода в свет законопроекта о либерализации валютного законодательства и его принятия стало известно об очередном громком случае привлечении к ответственности физического лица – за получение кредита в иностранном банке с зачислением денежных средств на счет, открытый в банке Армении, которая не входит в число стран-членов ФАТФ или ОЭСР. Невозможность получить такой кредит в российском банке, равно как и отказ армянского банка от прямого перевода денежных средств на российский счет не могли рассматриваться как смягчающие обстоятельства – штраф составил 75% от суммы кредита, или 128 млн руб.

Успешная реализация автоматического обмена информацией с рядом иностранных юрисдикций, рост числа спонтанных запросов и наработка определенного опыта работы с иностранными счетами физических и юридических лиц говорят о росте возможностей российских налоговых органов по выявлению, идентификации валютных правонарушений с последующей перспективой привлечения нарушителей к ответственности.

В том случае, если валютное правонарушение уже имело место быть, единственным способом избежать ответственности является участие в программе добровольного декларирования активов – амнистии капиталов – которая в рамках третьего этапа (до 29 февраля 2020 года) требует репатриировать денежные средства на банковский счет в Российской Федерации.

Вопросы остаются

Закон не представил разъяснений относительно ситуации, когда физическое лицо становится так называемым «специальным резидентом» и на него перестают распространяться отдельные требования российского валютного контроля. Консервативная позиция сегодня строится на том, что такие требования снимаются только после получения полной уверенности в том, что в пределах календарного года резидент проведет (или уже провел) в Российской Федерации менее 183 дней.

Кроме того, неопределенным остается то, что, по мнению Центрального банка РФ, станет «счетом в иных организациях финансового рынка»? Индикатором могут быть, к примеру, критерии отнесения ОЭСР иностранных счетов (в тех или иных финансовых организациях) к подлежащим включению в автоматический обмен – в таком случае под ограничения попадут страховые полисы, инвестиционные и брокерские счета и прочие.

Общие выводы

Нововведения в законодательстве в значительной степени упростят жизнь российских валютных резидентов – владельцев счетов в странах ФАТФ/ОЭСР, обменивающихся информацией с Россией: им не придется задумываться о том, не будут ли грозить их действия огромным штрафом при очередном зачислении средств.

С другой стороны, о российском валютном контроле впервые придется задуматься тем, кто открывал за рубежом счета в иных организациях финансового рынка и не считал необходимым отчитываться по таковым. В целом изменения нельзя оценивать исключительно в контексте процесса либерализации валютного законодательства – новые ограничения и требования отчетности также придется учитывать в контексте все более растущей прозрачности мира с точки зрения обмена информацией и административных возможностей российских налоговых органов.

А также по теме вы можете познакомиться с мировым опытом в области амнистии капиталов.

[1] Товгазова А.А. Специальные административные районы: новый институт развития или антисанкционный инструмент? // Пространственная экономика. 2018. №4

[2] Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 сентября 2010 года № 03-02-08/57 «Об уведомлении налогового органа об открытии брокерского (не банковского) счета за рубежом, предназначенного для проведения операций с ценными бумагами на иностранных биржах»

[3] Письмо Федеральной налоговой службы № ОА-3-17/4712@ от 12 октября 2016 года № ОА-3-17/4712@ «Об определении понятия «иностранный банк»