Найти в Дзене
ArhiStory

Газпром и судьба Охтинского мыса

В начале 2020г. было решено, что Крепость Ниеншанц в устье реки Охты застроят бизнес-центром Газпрома по проекту японской мастерской Nikken Sekkei. На представленной картинке-проекту сооружения видно, что археологическому памятнику - земляным сооружениям - нет места в составе новостройки. Значительная часть крепости памятником не признана, а потому у Газпрома есть формальные основания ее уничтожить ради новых объектов. С концепцией ознакомился Петр Сорокин, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции, которая много лет проводила раскопки Ниеншанца и которую в 2010г. Газпром заменил на бригаду Натальи Соловьевой из Института истории материальной культуры РАН. Господин Сорокин признался, что около 80% территории занимают настоящее памятники истории, не взятые под охрану, и «вот они-то как раз и попадут под застройку, судя по всему». «Утверждение, что строительство не будет затрагивать участков охраняемой территории, основывается на недостоверной информации. А эта информац

В начале 2020г. было решено, что Крепость Ниеншанц в устье реки Охты застроят бизнес-центром Газпрома по проекту японской мастерской Nikken Sekkei. На представленной картинке-проекту сооружения видно, что археологическому памятнику - земляным сооружениям - нет места в составе новостройки.

Значительная часть крепости памятником не признана, а потому у Газпрома есть формальные основания ее уничтожить ради новых объектов.

С концепцией ознакомился Петр Сорокин, руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции, которая много лет проводила раскопки Ниеншанца и которую в 2010г. Газпром заменил на бригаду Натальи Соловьевой из Института истории материальной культуры РАН. Господин Сорокин признался, что около 80% территории занимают настоящее памятники истории, не взятые под охрану, и «вот они-то как раз и попадут под застройку, судя по всему».

-2
«Утверждение, что строительство не будет затрагивать участков охраняемой территории, основывается на недостоверной информации. А эта информация является утвержденной новой [историко-культурной] экспертизой по Охтинскому мысу. В ней совершенно не учтены остатки крепостей, которые там были выявлены, но не поставлены на государственную охрану. При этом в экспертизе охраняемыми являются небольшие участки нераскопанной территории», — пояснил Петр Сорокин.

По словам археолога, на нераскопанной территории «памятников в большинстве случаев нет, потому что это либо центральная часть крепостей, либо участки за пределами этих крепостей».

В августе 2019г., Средневековый город под ногами или точнее под трамвайными путями обнаружили рабочие во время ремонта участка от Красногвардейской площади до улицы Конторской. Прямо под проезжей частью обнаружили сразу несколько фундаментов зданий возрастом более трёхсот лет из города Ниен. В XVII в. здесь была одна из центральных улиц шведского Ниена в районе крепости Ниеншанц. Под трамвайными путями сохранились следы большого пожара. Скорее всего, это 1702г., начало Северной войны. Тогда по приказу шведского военного командования город Ниеншанц эвакуировали и сожгли. И, похоже, что после пожара территорией нынешнего Среднеохтинского проспекта долго не пользовались — следов XVIII в. здесь нашли очень мало.

-3

Ученые говорят, что фрагменты найденных домов датируются XVII в. Еще на стадии проектирования знали: в этих границах располагается объект культурного наследия «Центральная часть города Ниена». Никто и предположить не мог, что сгоревшие дома средневекового города скрыты так неглубоко — всего около полуметра от слоя асфальта.