Рассказываю, как у нас с первоклассницей Викторией прошёл один день дистанционного обучения.
Как Виктория училась в школе
Я не знаю, успевали ли дети в школе делать больше, чем сейчас на дистанционном обучении. Вряд ли. Мы с Викторией исправляли допущенные в школе ошибки в печатной рабочей тетради по математике. И дописывали в прописях по обучению грамоте то, что она не успела написать в классе. Делали это каждый день перед тем, как приступить к домашним заданиям.
Дома мы точно успевали больше. Утром просыпались в 7.00. Уроки в школе шли с 8.00 до 12.00. К 12.30 уже были дома – даже если после уроков дети немного задерживались или мы заходили по дороге домой в магазин. Обедали, отдыхали и садились за уроки. Выполнение домашних заданий в большинстве случаев занимало 1 – 1,5 часа. К 14.30 мы заканчивали их выполнения. После чего каждый день, кроме субботы занимались дополнительным образованием – тренировки, изостудия, английский язык. И вечером ежедневно читали книжки и решали примеры – автоматизировали технику счёта. В общей сложности это занимало минут 20-30. Ещё оставалось время поиграть, порисовать то, что хочется, посмотреть что-нибудь в Интернете.
Как мы учимся дистанционно
Сейчас просыпаемся позже – в 8.00 – 8.30. В 9.00 транслируют телеуроки по телевидению. Это занимает 20-30 минут. Завтракаем чаще до начала уроков, иногда – после телетрансляций. Около 10 начинаем выполнять задания по планам школьных учителей. Расписание изменилось незначительно – "Познание мира" перенесли со среды на четверг, так как телеурок по этому предмету транслируют в четверг. Не проводят музыку и классный час. Они были как раз в четверг по расписанию.
Школьного режима не придерживаемся. Уроки у нас не по 40 минут, а в зависимости от ситуации. Математика может продолжаться час или два часа – с перерывами. На выполнение заданий по казахскому или английскому языку иногда хватает 15 минут.
Перерывы с физкультминутками и перекусами устраиваем по мере необходимости. Заканчиваем учиться по-разному. Чаще примерно к 14.30 – 15.00. Но иногда это удовольствие растягивается до 17.30. Потом рисует, делает поделки, играет с котиком, прыгает, кувыркается, смотрит телевизор. Гуляет только на балконе.
Дополнительные занятия чтением и счётом я отменила. Потому что в обычном режиме это вписывалось в день, наполненный разными видами деятельности и работой с разными педагогами. А сейчас, когда я итак большую часть дня занимаюсь с Викторией может привести к к переутомлению и перенасыщению друг другом.
Иногда устаёт, начинает отвлекаться или капризничать. Тогда я применяю меры домашнего педагогического воздействия. Например, обнимашки-целовашки-щекотушки. Стойки на руках – самостоятельно не может пока, с моей поддержкой. Но хочет научиться. К концу дистанционного периода, пожалуй, и эта цель будет достигнута. Иногда разыгрываем небольшой спектакль с участием находящихся у себя дома одноклассников. Говорю: «Молодец, Никита, быстро подготовился к уроку». Виктория включается: «А Савелий опять опоздал».
По какой-то причине темы телеуроков и темы уроков в плане нашей учительницы не совпадают. Уроки по математике и обучении грамоте смотрим по телевидению уроки с отставанием на пару часов. По познанию мира - наоборот, на один урок раньше. Синхронно было бы удобнее. Иногда телеучителя объясняют очень даже неплохо.
Один день дистанционного обучения
Сегодня у нас по расписанию математика, обучение грамоте, факультативное занятие по развитию речи и физкультура.
По математике сейчас тема «Решение логических задач».
Родители жаловались, что учителя планируют слишком много заданий. Директор дала педагогам установку сократить задания до минимума. Но мы с Викторией стараемся не сокращать – выполняем все задания, которые есть в учебнике и печатной рабочей тетради.
При выполнении дополнительного задания учителя мне пришлось включиться. Действия сложения и вычитания с переходом через десяток в 1 классе программой почему-то не предусмотрены. А для продолжения числового ряда "1, 5, 9 ..." нужно было это делать неоднократно. И во втором числовом ряду "6, 10, 13, 15 ..." пришлось помочь – помогла понять, что прибавлять нужно не одинаковое число, а каждый раз на единицу меньше.
Третий числовой ряд: «10, 8, 6 …» предложила Виктории сделать самой. Она потратила на это больше времени, чем я ожидала – устала уже, видимо.
С перерывами и небольшими балконными прогулками математика у нас продолжалась с 10.00 до 12.00.
На остальные 3 урока потратили ещё 2,5 часа - тоже с перерывами, перекусами и прогулками на балконе. На уроке физкультуры делаем музыкальную зарядку с YouTube по ссылке учительницы. Иногда проводим физкультуру в 8 утра вместо зарядки. Сегодня проснулись позже обычного, физкультуру провели после математики и обучения грамоте и перед факультативом по развитию речи.
Задания были лёгкими по всем предметам. Можно было закончить гораздо раньше. «Буксовали» на трёх заданиях:
1) Закономерности числовых рядов на математике.
2) Составление слов на обучении грамоте. Задание сформулировано не совсем корректно – говорится о перестановке слогов, а на самом деле это не всегда слоги – есть буквы, оторванные от слогов.
Также больше, чем я предполагала, потратили времени на задание по "Развитию речи". Нужно было составить текст из четырёх предложений по четырём картинкам. Но Виктория составила по тексту к каждой картинке:
«1 картинка. Мне исполнилось 17 лет. Мама попросила меня сварить овощной суп. Я порезала овощи, сварила суп. Все сказали: «Очень вкусно»
«2 картинка. Мне исполнилось 30 лет. Мама попросила сварить суп. Я стала нарезать овощи. Мама спросила: «А кота ты накормила?» - и так далее.
Сначала я выслушала полные версии. А потом предложила сократить до одного предложения к каждой картинке. Написали на черновике. При переписывании сделала ещё больше ошибок – лишние крючки у буквы «щ». Устала. Сфотографировали и отправили черновик.
В обычное время помогла бы выполнить задания побыстрее. А сейчас торопиться некуда, пусть думает сама.
Моё педагогическое образование не имеет никакого отношения к методике начального обучения. Зато очень стараюсь. И занимаюсь самообразованием при помощи Интернет-ресурсов.