Найти тему
SPb.media

Что будет с миром после пандемии

Поскольку пандемия коронавируса повергает мировую экономику в обморок, европейская стратегия "око за око" для урегулирования трансатлантического спора о субсидиях на самолеты может стать сопутствующим ущербом и дать США переговорное преимущество.

Речь идет о том, будет ли у Европейского Союза достаточно политической воли, чтобы инициировать запланированные тарифы против США в связи с их незаконной помощью Boeing. Блок из 27 стран ожидает, что Всемирная торговая организация установит потолок убытков в своем решении, которое должно быть принято в июне.

В более нормальных обстоятельствах политические преимущества ответных пошлин ЕС перевесили бы экономические издержки. Это связано с тем, что карательные импортные пошлины с зеленым светом ВТО позволят Европе использовать свою хорошо отточенную способность нацеливаться на американские товары, произведенные в американских штатах, которые могут качать выборы и, в процессе, защищать глобальные торговые правила.

В затянувшемся трансатлантическом споре по поводу государственной помощи производителям самолетов существует еще одна убедительная политическая причина для введения ЕС торговых санкций: США в октябре ввели пошлины на европейские товары на сумму 7,5 миллиарда долларов в ответ на незаконные субсидии Airbus.

Администрация президента Дональда Трампа не только проигнорировала призывы ЕС воздержаться от подобных действий и сосредоточиться вместо этого на урегулировании вопроса за столом переговоров, но и приняла в феврале решение повысить карательный тариф на самолеты Airbus с 10% до 15%. Это повышение вступило в силу в середине марта.

С политической точки зрения, для европейцев вести переговоры о соглашении с США по поводу субсидий на самолеты, в то время как у Америки есть контрмеры, а у ЕС нет, было бы сродни тому, что одна армия в войне отказывается от своего оружия до того, как будет достигнуто соглашение о прекращении огня.

Войди в пандемию, которая нанесла огромный ущерб промышленности, включая авиацию. В то время как США и Европа развязывают беспрецедентные экономические стимулы, Boeing ищет спасения, а Airbus призывает власти поддержать авиакомпании и поставщиков.

В этом контексте Европа вполне могла бы пересмотреть преимущества введения пошлин на миллиарды евро американских товаров в борьбе за авиационные субсидии просто из-за экономического ущерба, который такой шаг мог бы причинить.

Сам Трамп сделал любое такое европейское отступление еще более политически сложным. ЕС возмущен его решением в 2018 году ударить по европейской стали и алюминию тарифами, основанными на соображениях национальной безопасности, и его затянувшейся - хотя и все более расплывчатой - угрозой сделать то же самое в отношении автомобильных товаров блока.

Одна из возможностей: Европейский план отказа от ответных мер за незаконные субсидии Boeing может сопровождаться обращением высокого уровня Брюсселя к Трампу с просьбой снизить тарифы, связанные с Airbus. После недавнего решения Вашингтона позволить американским импортерам отложить уплату регулярных таможенных пошлин на три месяца в результате пандемии, Европейский запрос такого рода выглядел бы менее причудливым.

Во вторник глава торговли ЕС Фил Хоган выразил “надежду“, что обе стороны смогут достичь соглашения по субсидиям на самолеты до того, как ВТО вынесет вердикт о возмещении ущерба по делу Boeing (а также сказал, что ”это медленная, техническая работа").

В более общем плане, по словам Хогана, ЕС и США “должны работать вместе, чтобы снизить тарифы, ликвидировать тарифы там, где это возможно” и “возродить глобальную экономику после пандемии".