Засмотренные до дыр кинокартины дарят нам массу положительных эмоций. И всё же несмотря на старания авторов зритель порой находит в них оплошности, не позволяющие забыть о том, что на экране — не действительность, но иллюзорный мир
Давайте вспомним самые досадные промахи в любимых советских картинах. Многих ошибок можно было бы избежать при большей внимательности создателей, однако достичь совершенства невероятно трудно.
10 место “Ирония судьбы, или С легким паром!”
Традиционно в новогодние каникулы мы пересматриваем наши лучшие фильмы и в предпраздничной суете краем уха ловим знакомые интонации Жени Лукашина. Ни одно приготовление салата оливье в ожидании гостей не обходится без этого шедевра Эльдара Рязанова. Пожалуй, самая известная оплошность в этой картине связана с подменой фотографии, которую Андрей Мягков выбрасывает с балкона.
На портрете, который стоит в серванте и не раз привлекает к себе внимание главного героя, изображен Юрий Яковлев, а на фотокарточке, который поднимает Надя Шевелева — Олег Басилашвили.
Объясняется это очень просто — первоначально на роль Ипполита был утвержден именно он, однако актер не смог участвовать в съемках.
9 место “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”
Однако, спустя мгновение, озадаченный герой Владимира Этуша возвращается, облитый вином, взявшимся невесть откуда.
Следовало бы сразу поставить в кадр бутылку красного — а сухого или полусладкого, роли не играет, ибо пить вино всё равно никто не стал.
8 место “Операция “Ы” и другие приключения Шурика”
Есть такая категория киноляпов, которые связаны с добросовестной репетицией сцен: ведь во многих случаях на съемках приходится портить мебель, рвать и пачкать одежду — реквизита не напасешься. Самые внимательные зрители заметят следы от прошлых дублей. Так, например, в новелле “Напарник” брюки Шурика, который, увидев своего знакомого, только собирается упасть в бочку с побелкой, уже покрашены в белый.
Очевидно, падать приходилось не единожды. Подобная же ситуация есть и в фильме “Джентельмены удачи”, в котором виден след от ботинка на брюках Евгения Леонова — в конечную версию картины вошел явно не первый дубль.
7 место “Москва слезам не верит”
В фильме Владимира Меньшова, удостоенном премии “Оскар”, одна из неточностей, как ни странно, связана с недостатком реквизита. Так, полосатый плед используется дважды: сначала он висит на стене в квартире героя Олега Табакова, куда приходит Катерина.
А уже в другой сцене — на природе — Гога заботливо укрывает героиню Веры Алентовой этим же пледом, который превратился из ковра в одеяло.
И лишь разница в освещении придает универсальному пледу иной облик.
6 место “Иван Васильевич меняет профессию”
Волшебные метаморфозы происходят в квартире в отсутствие хозяина — Юрий Яковлев в царском одеянии прячется за занавеску, когда приходит жена Шурика. А перед окном стоит аквариум — с мутной водой и рыбками.
Зато, когда Наталья Селезнева раскрывает шторы, то аквариум странным образом преображается — и в нем даже появляются водоросли.
Исторических же неточностей в фильме довольно немало, однако создатели призывают зрителя быть снисходительнее, так как фильм “ненаучно-фантастический, не совсем реалистический и не строго исторический”. И многие киноляпы не являются таковыми, а даже имеют художественное значение — например весьма уморительна сцена со скипетром и державой, хотя на Руси такие символы власти в то время еще не использовались.
А вот другая деталь огорчит многих — на вопрос милиционера о времени рождения Иоанн Васильевич с уверенностью называет 1533 год от Рождества Христова.
Тогда как настоящий царь ответил бы иначе — 7038 год от сотворения мира, так как летоисчисление по византийскому календарю было упразднено Петром I лишь в 1700 году.
5 место “Бриллиантовая рука”
Еще одна комедия Леонида Гайдая содержит весьма необычный киноляп — зритель видит рядом с персонажами фильма посторонних людей, которые оборачиваются, увидев знакомые лица.
Юрий Никулин и Нина Гребешкова, прогуливающиеся летом по набережной с детьми, привлекают внимание обычных прохожих — советских граждан.
И таким образом, в кадр попали счастливчики, заглядевшиеся на известных актеров.
4 место “Д' Артаньян и три мушкетера”
В двухсерийной экранизации романа Дюма есть ошибка вовсе не историческая, а совсем иного рода — почти классическая оплошность костюмера. В одной из сцен, когда герой Михаила Боярского находится на верхнем этаже, мы видим его обутым только в левый сапог.
Но спустившись вниз, чтобы освободить Констанцию от людей кардинала, бравый Д' Артаньян уже щеголяет в сапоге, надетом на правую ногу.
Прекрасная история любви лесоруба и девчушки-поварихи в суровых северных условиях также не лишена небольших несоответствий. Первая встреча героини Надежды Румянцевой и персонажа Николая Рыбникова происходит на делянке, где рубят деревья.
Илья в подвязанной шапке-ушанке замечает, что Тосе грозит опасность — на экране проходит лишь мгновение — и в следующем кадре мы видим героя уже с развязанной шапкой.
Вот такое волшебное воздействие на него оказала Тося. 2 место “Служебный роман” Секретарша Верочка в исполнении Лии Ахеджаковой, как мы помним, дает наставления героине Алисы Фрейндлих по её просьбе, и при этом демонстрирует зрителю красу ногтей — красных, разумеется. Но лекцию о современной моде внезапно прерывает инвентаризация, и девушки вынуждены покинуть помещение. И что же — в следующей сцене, когда меняется место действия — алых ногтей как не бывало!
Об этой детали образа, очевидно, просто забыли. 1 место “Любовь и голуби”
Помните ли вы семейные сборы в этом фильме Владимира Меньшова? Дочка заботливо завязывает главному герою галстук с ромбами, потому что больше никто не владеет этим искусством. А на курорте Вася встречает незабвенную Раису Захаровну в исполнении Людмилы Гурченко. Она-то и посоветует Васе купить совершенно другой галстук, более подходящий и к костюму, “и к глазам”.
Но дело в том, что этот галстук уже был на Васе, когда они встречались в тренажерном зале.
Монтаж эпизода сбил порядок действий, и оказалось, что герою навязывают покупку галстука, который у него уже есть. Все эти и многие другие неточности стали уже настолько неотделимыми от самих картин, что их совершенно не хочется исправлять, даже если бы и была такая возможность. Можно сравнить стремление переделать уже созданное с колоризацией черно-белых фильмов, которая отнюдь не всегда идет на пользу киноленте. А что касается досадных неточностей, то они даже придают некоторый шарм к картинам, снятым с большим мастерством и любовью — потому что никто не станет искать ошибки в произведениях сомнительной художественной ценно