Здравствуйте сегодня мы поговорим о Тигране Великом который для Армении сделал очень много и на те времена очень много захватил стран а также государств. А еще мы поговорим что он сделал существенного для Армении.
Армянский царь Тигран II выиграл от международного сотрудничества с царем Понта Митридатом Евпатором. Поддержка Понтийского царства помогли начать войны с парфянами, у которых требовалось отнять семьдесят долин, уступленных царем в свое время в качестве выкупа за свое освобождение. Тиграном была завоевана и область Большой Ахбак, расположенная вокруг нынешней Башкалы. Эту область впоследствии, в 33 году (до н. э.), атропатены отобрали обратно у армян.
Поход Тиграна против Адиабены, где он подверг разрушению районы Ниневии и Арбелы, был предпринят им, вероятно, после занятия Ахбака. Заслуживает особого внимания и интересное сообщение Страбона о том, что армяне основались далее в этой, столь отдаленной стране, где. они составляли значительную часть населения. Покорив и подчинив своей власти Мидию — Атропатену, Тигран продолжал свое расширение Великой Армении, наступая на юго-восток, где дошел до летней резиденции парфянских Аршакидов — столицы Экбатаны. Он предал здесь огню их замок Адрабану, находившуюся на расстоянии 10 километров от Экбатаны. Поражение парфян, естественно, привело к тому, что все соседние с Великой Арменией государства, бывшие до тех пор вассалами парфянских Аршакидов, были вынуждены признать верховную власть Тиграна. Цари сопредельных с Арменией стран подчинились после этого власти Тиграна и были обязаны платить ему дань, доставлять во время войны вспомогательные войска. Кассий Дион свидетельствует также, что царь Атропатены Митридат был женат на дочери Тиграна.
Царь Тигран Великий
Парфяне, разбитые в войне, были вынуждены не только примириться с создавшимся фактическим положением вещей, но должны были уступить Тиграну всю Месопотамию. Одновременно они заключили с Тиграном специальный союзный договор и отказались в пользу него от своего титула „царь царей". Овладев Месопотамией, лежавшей у южных границ Армении, Тигран переселил из южной Месопотамии в район Эдессы арабские кочевые племена, которым он, как свидетельствуют Плутарх и Плиний, поручил охрану транзитных торговых путей.
Они должны были взимать в пользу казны Тиграна таможенные пошлины, главным образом у переправы через Евфрат, находившейся к западу от Зевгмы. Армяно-парфянские войны и завоевания Тиграна, как можно установить при ближайшем ознакомлении с источниками, происходили большей частью в период первой войны с Митридатом, приблизительно в 89—85 гг. После армяно-парфянских войн, приблизительно в 84—83 гг. (до н. в.), Тиграну II удалось завладеть и всей верхней Сирией за исключением города Селевкии, расположенной близ Антиохии. О завоевании Сирии представляет .интерес следующее свидетельство Юстина.
"Когда в результате взаимной ненависти братьев,— рассказывает Юстин,— и вражды родителей, которую продолжали и их сыновья, обессилели в упорных боях и цари сирийские, и само царство сирийское, парод стал уповать на внешнюю помощь и искать себе чужеземных царей. Часть народа думала, что следовало бы пригласить Митридата Понтийского; другая — Птолемея из Египта; другие же возражали, говоря, что Митридат впутался в войну с Римом, а Птолемей всегда был врагом Сирии; все, однако, пришли к соглашению относительно царя Армении — Тиграна, который имел свои собственные силы и вместе с тем был союзником парфян и зятем Митридата"
Тигран и Митридат
Сторонниками Тиграна были город Антиохия и ее купцы, заинтересованные в международной транзитной торговле. Присоединение Сирии к Армении имело для них крупное экономическое значение, поскольку основная магистраль мировых торговых сношений, пролегавшая через Зевгму, после покорения Месопотамии оказалась в руках Тиграна. После занятия северной Сирии Тигран покорил затем и восточную—Низменную Киликию (Cilicia Pedias), составлявшую северо-восточную часть Селевкидского государства, а также небольшое царство Коммагену, лежавшее на востоке от Низменной Киликии.
На западной границе образовавшейся Великой Армении, которой стал править царь Тигран, соседствовали римляне, завоевавшие в 102 году (до н. э.) западную Нагорную Киликию (Cilicia Tracheia). Столица Селевкидов Антиохия, с ее полумиллионным населением, сделалась главной резиденцией Тиграна на юге. От имени Тиграна и с его изображением в этом городе чеканились те красивые монеты, которые в большом количестве дошли до нас и хранятся ныне в музеях. Селевкидскую Сирию Тигран преобразовал в наместничество, куда, по свидетельству Аппиана, назначил правителем своего полководца Багарата.
Уже в 83 году, первом после заключения договора между Суллою и Митридатом, как указывает Моммзен, сирийские хроники властелином своей страны считают Тиграна, причем о Киликии и о Сирии они упоминают, как об армянских сатрапиях под властью Багарата. Тигран, и после завоевания Сирии в 84—83 гг., долгое время вел борьбу в восточной части Малой Азии и в Финикии, главным образом против укрепленных и неприступных городов. В Финикии и южной Сирии сопротивление против Тиграна организовала селевкидская царица Клеопатра, или Селена. И весьма вероятно, что эти части Сирии и приморские города Финикии были завоеваны Тиграном лишь постепенно, ценою упорных и продолжительных боев.
После смерти Суллы (78 г.) и до третьей войны с Митридатом (74—71 гг.) Тигран вновь предпринял поход против Каппадокии, повидимому, опять по внушению своего тестя Митридата. Каппадокия, по словам Аппиана, на этот раз как бы попала в сети, будучи окружена завоеванными Тиграном землями не только со стороны Софены, но также и со стороны Коммагены и Киликии. Во время этого нашествия Тиграну удалось занять столицу Каппадокии Мазак и много других эллинистических городов, из которых он переселил в новооснованный им город Тигранакерт около 30 тысяч жителей.
Монумент Тиграну Великому
Войны Тиграна в Финикии и, в частности, покорение им города Птолемаиды, упоминаются у Иосифа Флавия. Покорение Птолемаиды имело место в 70 году (до н. э.), до похода Лукулла в Армению. В одном из сражений, происходивших в Сирии и Финикии, Тиграном, по свидетельству Страбона, была захвачена в плен царица Селена Клеопатра. Он заключил ее в крепость Селевкию, построенную против Зевгмы, и в 69 году, перед походом Лукулла, приказал казнить ее.
За двадцать пять лет своего царствования (05-— 70 гг. до н. э.) Тигран II безмерно расширил свое царство. Великая Армения к концу семидесятых годов (до н. э.) простиралось от Черного моря и реки Куры до Средиземного моря и границ Египта и от Великой Мидии до римской Нагорной Киликии и Каппадокии. Палестина, как видно из свидетельства Иосифа Флавия, хотя и не подверглась нападению Тиграна, но и она в известной мере признавала его верховную власть. В этом отношении заслуживает внимания свидетельство Аппиана о том, что верховной власти Тиграна подчинялась вся Сирия до границ Египта.
С завоеванием Киликии и Коммагены Тигран уже вступил в Малую Азию и стал, как было указано выше, непосредственным соседом Нагорной Киликии. Союзная римлянам Каппадокия оказалась в окружении Понта, Софены, Коммагены и Низменной Киликии. Она была почти беззащитна благодаря своему неблагоприятному стратегическому положению. Завоевания Тиграна у берегов Средиземного моря и, особенно, опустошительные его нашествия на союзную Риму Каппадокию, естественно, дискредитировали авторитет Римской Республики в восточных странах. И, несмотря на это, Рим сохранил нейтралитет и не оказал защиты даже союзной Каппадокии.
Нейтралитет Рима вполне понятен и объясняется политическими условиями того времени. Завоевания Тиграна происходили или во время Митридатовых войн, или же при кровавой диктатуре Суллы, когда внутренние распри раздирали и обессиливали Рим. Тигран сам не имел, конечно, основания для войны с римлянами, поскольку они не вмешивались в его дела и не создавали преград на пути завоевательной экспансии Великой Армении. Эти благоприятные условия и явились причиной тому, что в течение двадцати пяти лет (95—70 гг.) Великая Армения постепенно превратилась в могущественную державу античного мира. Вообще будь у Тиграна побольше ресурсов и войск то его воины давно уже стояли бы постоем в Иерусалиме на зависть римлянам но Рим не допустил бы такой оплошности и выбил бы армянского царя всеми своими войсками. Печатал и добавлял своё: Эдуард Адамян Иллюстрация:Эдуард Адамян