"Ад - это другие люди", - сказал Жан-Поль Сартр. "Ад - это другие реальные люди", - поправил его Курт Воннегут.
Давайте сразу покончим с этим.
Ад - это не какое-то сверхъестественное место. Ад - это другие реальные люди. Те самые, что живут под одной крышей с вами, или, если вам повезло - за стеной (и, в таком случае - мучают не вас лично, а других людей - тех, которые живут вместе с ними - за той самой стеной).
Если вы не согласны с такой “формулировкой” ада - это не означает, что она неверна. Она верна, потому что проверена на себе. Несчётное число раз. И если вы с ней не согласны - значит вам попросту повезло. Но будьте уверены - другим повезло меньше, чем вам.
И, нет. Я не имею в виду себя. Потому что мне повезло. Несмотря на то, что я прожил целую жизнь в аду.
Разница между победой и поражением, потрясающим везением и жуткой неудачей в этом деле сводится к тому, чтобы вовремя сообразить: "камо грядеши?", "каков твой путь?" Мой путь, с того момента как я себя помню, проходил через ад.
"Jedem das Seine" - известный лозунг, который испачкали нацисты, когда повесили его над воротами Бухенвальда: "каждому своё" или "каждому, чего он заслуживает".
Я долго думал, кажется - всю свою прошлую жизнь, над одним этим вопросом: “Почему? Кто так решил - что я заслужил именно это? Почему у других было, то самое - до жути обыкновенное - “детство, отрочество и юность”, а в моей жизни был только ад? Почему так?
Это был главный вопрос в моей жизни. До тех пор, пока я не понял, что это вообще - Главный вопрос.
Для того, чтобы найти ответ, мне понадобилось изучить преисподнюю как свои пять пальцев - до такой степени, что я мог взять её в руки и повертеть как кубик Рубика, как трёхмерную модель, как тот самый - осязаемый и логичный дантовский ад...
Ну, да. Я нашёл его.
Наверное, потому что искал.
Находит тот, кто не прекращает искать. Я искал ответ на один-единственный вопрос всю свою жизнь, до того момента, когда почувствовал и понял: чтобы получить ответ - нужно попросту умереть.
Нужно - так нужно.
И я умер. И вот - я здесь.
И вот, что я понял: нет "лучшего" или "худшего" пути. Есть твой путь, и не твой. Мой путь - был таким. Я должен был найти Ответ. В Аду. И я его там нашёл.
А теперь - я должен его отдать.
А как же иначе?
В конце концов, мы все живём в одной Преисподней - просто некоторые из нас представляют для неё особую опасность, другие - нет, но наша общая задача - живыми выбраться из неё.
Привет. Это Пашка. И это Евангелие - от меня.
Image by Иван Богданов, from Wikimedia Commons