«У меня было такое чувство, будто мне вырвали сердце».
Первый раз, когда художник и иллюстратор Яс Имамура увидела свой рисунок, выставленный на продажу в интернете, она была удивлена и шокирована. А потом это случилось снова. И ещё раз. И ещё.
Кража интеллектуальной собственности всегда была проблемой, но она никогда не затрагивала так много людей, как сегодня.
- Если вы сделали фотографию, записали песню или написали статью, вы, вероятно, обладаете авторским правом.
- Если вы управляете малым бизнесом, вы, скорее всего, имеете право на защиту товарных знаков.
- И если вы что-то изобретаете, вы можете это запатентовать.
Но те же инструменты, которые позволяют просто и быстро распространять свои продукты в интернете, помогают другим с лёгкостью их у вас украсть.
Интеллектуальная собственность, есть везде. И почти никто, за исключением юристов, не понимает, как её защитить.
Что такое авторское право (копирайт)?
Авторские права защищают оригинальные художественные произведения. Это понятие включает в себя: фотографии, книги, фильмы, песни, картины, программный код, архитектуру и даже статью, которую вы читаете прямо сейчас. Авторские права дают их владельцу исключительное право получать прибыль от продукта и его копий.
Основной принцип прост: если вы создадите что-то оригинальное, вы сможете выбрать, что с этим делать. Авторские права автоматически появляются на момент создания, но вы можете зарегистрироваться, чтобы защититься ещё сильнее.
Давайте спросим у эксперта.
«Создатели не обязаны регистрировать свое оригинальное творческое произведение до того, как появится авторское право, потому что права существуют автоматически, когда работа фиксируется в какой-то материальной форме», - сказала Тоня Эванс, заместитель декана по академическим вопросам и профессор права в Университете Нью-Гэмпшира. «Но создатели должны зарегистрировать его, если хотят в дальнейшем его защитить».
Регистрация сопровождается многими реальными преимуществами, такими как возможность получения 150 000 долларов в качестве возмещения убытков по закону [в Америке]. Если ваше авторское право не зарегистрировано, вы должны искать фактические убытки, которые часто намного ниже и обычно гораздо труднее доказать. Короче говоря, если возникает спор, ваша жизнь будет намного проще, если вы зарегистрировали свои авторские права.
Почти в каждой стране авторское право, созданное сегодня, сохраняется по меньшей мере в течение жизни автора плюс 50 лет. В Соединенных Штатах и большей части Европы это жизнь автора плюс 70 лет. Если создателем является корпорация, то срок существования составляет не менее 95 лет.
Это одна из причин, по которой авторское право может быть чрезвычайно ценным. Хитовая песня, кинофильм или книга вполне могут принести авторские гонорары в жизнь правнуков создателя.
Нет такого понятия, как международное авторское право, но американские авторские права можно защищать в большинстве стран.
Регистрация авторских прав является простой (нет необходимости в адвокате) и недорогой. Вы можете сделать это самостоятельно в интернете, и сборы в настоящее время составляют $65 для большинства регистраций, но могут быть столь же низкими, как $45.
Что такое товарный знак?
Когда большинство людей думают о товарных знаках, они думают о таких брендах, как Coca-Cola, Apple или Mcdonald'S. Это хорошие примеры, но категория намного шире.
«Товарный знак защищает слово, фразу, символ или устройство — знак, используемый в торговле для идентификации и отличия одного продукта от другого», — сказал д-р Эванс.
Слоган «I love it» является торговой маркой Mcdonald'S, а Coca-Cola получила торговую марку на дизайн своих изогнутых стеклянных бутылок.
Торговые марки помогают предприятиям и общественности, делая различия между продуктами четкими. Любой может открыть компанию по производству лимонадов, но только одна сода может называться Coca-Cola. Есть много гостиничных сетей, но только одна называется Four Seasons.
Но только потому, что у компании есть товарный знак для одного типа продукта, не означает, что другие компании не могут использовать то же самое имя для другого типа продукта.
Все это сводится к тому, может ли использование названия сбить с толку потребителя.
«Например, кто-то может иметь автозапчасти Mcdonald's, потому что потребители вряд ли будут введены в заблуждение относительно производителя товаров или ожидать, что услуга будет включать Биг Мак».
Существует только 45 категорий товарных знаков для товаров и услуг, что означает, что подобные предметы обычно объединяются в один класс. Но не всегда очевидно, к какому классу относится ваш продукт или услуга. Например, класс 29 включает «консервированные, замороженные, сушеные и вареные фрукты и овощи», но не включает детское питание, которое относится к классу 5. Класс 13 включает фейерверки, но не спички.
Как и авторские права, товарные знаки могут иметь некоторую защиту общего права, даже если они официально не зарегистрированы. Но, в отличие от авторских прав, товарные знаки могут быть продлены навсегда — до тех пор, пока знак все еще используется в торговле. Так что не надейтесь продать газировку под названием Coca-Cola в ближайшее время.
Подача заявки на товарный знак стоит не менее $ 225 за класс товаров, но может легко стоить более $ 1000 с юридической помощью. Хотя адвокат не требуется, система регистрации товарных знаков является более сложной, чем та, что касается авторских прав, и может включать возражения со стороны экспертов-адвокатов в Бюро по патентам и товарным знакам США.
Что такое патент?
Патенты защищают новые изобретения или открытия, такие как фармацевтические препараты, сложное оборудование или передовое программное обеспечение.
Запретив другим лицам использовать или импортировать изобретение, патент по существу предоставляет его владельцу монополию на инновацию, но только на ограниченный срок — как правило, на 20 лет. После этого любой может использовать его бесплатно.
Патентная система пытается сбалансировать потребность изобретателей делать деньги и позволяет обществу извлекать выгоду из изобретений.
Классический пример — новый фармацевтический препарат. Обещание временной монополии подстегивает компаний вкладывать средства в научные исследования и разработки, что приводит к появлению ценных лекарственных препаратов, а затем их дженериков. Предполагается, что от этого выиграют как компания, разработавшая препарат (которая предположительно заработала на нем деньги), так и общество (у которого есть новое лечение).
Патенты защищают изобретения, а не идеи, поэтому вы не можете запатентовать телепортацию или путешествие во времени, если вы на самом деле не изобрели его. Изобретение также должно быть «полезным» и «неочевидным».Само собой разумеется, что миллионы были потрачены на судебные издержки, в борьбе за доказательство выполнения этих условий.
В отличие от авторских прав и товарных знаков, патенты действуют в рамках системы «изобретатель тот, кто первый подал». Это означает, что неспособность зарегистрировать свое изобретение может иметь катастрофические последствия, если кто-то другой зарегистрируется до вас, даже если вы изобрели его первым.
Илон Маск однажды описал патенты как «лотерейный билет на судебный процесс».
Сложность патентного права и склонность к судебным разбирательствам в этом пространстве означает, что вам, скорее всего, потребуется помощь адвоката. Но вы можете подать заявку без него.
Приложение Google Patents предназначено для поиска существующих изобретений и открытий.
Теоретически, заявка на патент может быть относительно доступной, с общей стоимостью менее 1000 долларов США. На практике, сборы за подачу документов и юридическое представительство для этого высокотехничного процесса могут легко повлечь за собой расходы хорошо в тысячи, если не десятки тысяч.
В заключение
Если вы не можете или не хотите идти в суд, есть и другие пути выхода. Г-жа Имамура, художник, перешла в книжные иллюстрации, и ее издатель теперь занимается защитой авторских прав за неё.
Какой бы путь вы ни выбрали, важно убедиться, что вы понимаете свои законные права. Как владелец малого бизнеса или художник, ваша интеллектуальная собственность может быть самым ценным активом, которым вы владеете. Убедитесь, что вы относитесь к нему именно так.