Найти тему

Камеральные проверки

Сегодня налоговые инспекции стали реже назначать выездные проверки налогоплательщиков. Для контроля за правильностью исчисления налогов инспектору достаточно провести камеральную проверку. В ходе которой, инспектор вправе запросить любые документы.

Действующая редакция НК РФ в поддерживаемом судами толковании дает налоговым органам очень широкие возможности по сбору доказательств вне рамок выездных налоговых проверок. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ позволяет истребовать документы и информацию по любым сделкам, достаточно лишь указать в требовании, кто является сторонами сделки. Судебная практика полагает, что этого достаточно, дополнительно обосновывать необходимость истребования документов (информации) налоговый орган не должен (Постановление АС УО от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017).

Сегодня налоговые органы присылают требования с очень расплывчатыми формулировками. В них инспектор прописывает только ИНН и название организации, по которой необходимо представить документы без конкретизации сделки.

Отвечающей организации бывает сложно собрать большой объем документов, так как в требовании написано просто договора, товарные накладные и т.д. за период год.

Требование может быть выставлено в отчетный период, когда сотрудники бухгалтерии работают на пределе своих возможностей и период подготовки документов мал.

У налогоплательщика имеется возможность обратиться с письменным заявлением, продлить срок представления документов по требованию.

В декабре 2019 года налоговая инспекция выставила 25 требований о представлении документов за 3 года по каждому контрагенту.

Налогоплательщик не растерялся и написал жалобу в Управление ФНС на действия налогового инспектора и бездействие его в плане того, что он не указал какие конкретно документы надо представить для налогового контроля.

Замечу, что эти действия налогоплательщика возымели действие, начальник камерального отдела позвонил и урегулировал вопрос. Организация пошла на уступки предоставить документы выборочно и отозвала жалобу.

Обращу Ваше внимание на то, что ИФНС выпустила письмо по своему ведомству, в котором прописано, что при выставлении требований сделку можно не конкретизировать.

Видимо в налоговых инспекциях свои письма на местах не читают и организация получила возможность, не привлекая дополнительных ресурсов подготовить документы и отправить их в налоговую инспекцию.

До лета 2013 г. возможности налоговых органов ограничивало то, что согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ вне рамок налоговых проверок можно было истребовать лишь информацию по сделкам, но не документы. Ограничение снял Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям».

Вне проверок налоговые органы могут и допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ). В арсенале налоговиков, есть право вызывать налогоплательщика для дачи пояснений (п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Какие доказательства инспекция не может получить вне рамок налоговых проверок?

Не может провести осмотр (ст. 92 НК РФ), выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ), назначить экспертизу (ст. 95 НК РФ).

Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ8ст. 88 НК РФ позволяет налоговым инспекциям истребовать любые документы в ходе камеральных проверок. Налоговые органы переносят акцент в налоговом контроле с выездных проверок на камеральные проверки.

Делаем вывод, что сейчас и до (а также вне), и в ходе проверок, в том числе выездных, возможности налоговых органов по сбору доказательств не так уж серьезно различаются от камеральных.

На выездные проверки налоговые органы выходят тогда, когда уверенны, что смогут доначислить в бюджет суммы больше 30 млн. рублей. Иначе данные проверки не рентабельны.