Есть такое понятие как эффект губной помады. В трудные, а то и тяжелые времена, когда нет денег и сил, а то и приближается депрессия или нечто подобное, девушки и женщины покупают помад значительно больше, чем им нужно. Подоплека тут довольно проста: помада стоит недорого - хотя все относительно, - но позволяет не только преобразить внешность, а тем самым и улучшить настроение, но и заодно и поднять самооценку, особенно если нет средств на серьезные покупки.
Неспроста во время Второй мировой войны Черчилль запретил выпуск любой косметики, кроме помады, так как она "повышает моральный дух".
Я заметила этот эффект в действии на примере одной из своих коллег. Яркая и эффектная, но с какой-то внутренней грустью и недосказанностью, она меняла наряды день ото дня, а заодно и помады. Количеству цветов и оттенков мог бы позавидовать даже художник: от мадженты и спелой сливы до нежного персика и сладкого каштана, от дерзкой клубники до серо-сиреневой утренней дымки. И все они на ней смотрелись достаточно органично.
Как сама она признавалась, в моменты завалов на работе, когда кажется, что пора все бросить и начать менять свою жизнь, когда не ждешь помощи от близких, и кажется, что дальше тупик, она по инерции заходила в магазин косметики по дороге домой, покупала одну-две помады, ясно осознавая, что их и так у нее достаточно. И так пару раз в неделю. Помады накапливались - уже запас собрался на несколько лет вперед. Коллега все понимала, но ей действительно становилось легче. Конечно, с помощью помады глобальные проблемы не решишь, но настроение они ей поднимали, улыбка появлялась на лице, а сложности не только отходили на второй план, а то вообще исчезали, если посмотреть на них с другой стороны и другими глазами.