Найти тему
Furious fat feminist

Джульетта с тремя подбородками: откуда мы узнаём, что толстые недостойны любви?

Сегодня хочу поговорить о том, что больше всего задевало меня, когда я выростала в своем совсем не худом теле. О том, что больше всего изуродовало мне душу, пока, во-первых, мир вокруг не стал немного добрее, и во-вторых, пока я не научилась этот мир хоть как-то под себя прогибать. А именно – про репрезентацию. Недавно весь интернет схлестывался в перепалках о темнокожей Русалочке, но что было бы, если бы Русалочка была толстой? А также Белоснежка, Джульетта, Скарлет О Хара, Кэрри из «Секса и города», Дейенерис, а также все те другие книжные/кинематографические девушки и женщины, на которых мы смотрим и у которых так или иначе учились?

Когда я была юной девушкой, ранним подростком с отсутствующим жизненным опытом, зашкаливающей наивностью и еще не отросшим критическим мышлением, мне казалось, что все хорошее, что бывает в жизни – романтическая любовь, приключения, какие-то высшие душевные порывы – принадлежит худым. Возьмем любой (мульт)фильм, любую книгу, любой другой материал массовой культуры* – в главных ролях там всегда будет нормативно стройная женщина, с выступающими ключицами, изящными запястьями, талией рюмочкой, тонкими пальцами и глазами лани. Сообщение всегда одно: чтобы тебя полюбил принц – у него долна быть возможность взять тебя за изящную ручку, чтобы тебе досталось королевство – у тебя должна быть талия, которую можно обхватить обручальным кольцом, чтобы ты была главной героиней – тебе нужно иметь неземную красоту, чтобы у тебя было много поклонников, приключений и секса – ты должна быть нормативно стройна и сексапильна. 

Толстые (или даже слегка полные) женщины появляются в кино в двух случаях. Во-первых, когда нужно показать состояние «ДО» - жила-была страшнющая баба – и тут обязательными атрибутами некрасоты будут «лишний вес» (в кино это обычно нормальные женские параметры – не ожирение, и даже не толстота, а просто классическое «рост – 100» вместо «роста-120-и-астенической-конструкции»), отсутствие макияжа и очки – а потом она в ходе «развития персонажа» преодолела себя, скинула оковы «лишнего веса» и превратилась в прекрасную тощую бабочку, и уже ТОГДА, и только тогда ее настигли всякие жизненные дары – принц, королевство, богатство, знаменитость и мир во всем мире. (Заметим на полях, что это практически единственный сценарий превращения и развития для женского персонажа – в то время как персонажи-мужчины рубят драконов, взбираются на Эвересты и побеждают вселенское зло – женщинам приписано бороться самими с собой, и не со внутренней тьмой (что в принципе ОК тема) – а с собственным телом). 

Во-вторых, толстушки появляются в кадре на второстепенных ролях, призванных оттенить главную героиню (с ключицами и глазами лани, ага). Тут есть варианты: это или та самая «страшная подружка», на фоне которой сияет протагонистка, или «смешная» толстушка, комический персонаж, с которой постоянно происходит всякая ерунда, и которая нужна в сюжете для того, чтобы немного развлечь зрителя своей неуклюжестью, неуместностью и карнавальной живостью. К толстушке в визуальном искусстве, будто невозможно относиться серьезно – ну право же, это же смешно, как она будет играть любовную сцену (напряжение! глаза в глаза! летают эротические искры! принцу разрывает штаны! Драма!), когда у нее три подбородка, полные руки и свисающие с боков складочки. Уму ж непостижимо. (Кстати – есть еще третий вариант – ведьмы, злые мачехи и прочие антагонистки тоже часто изображаются толстыми).

Когда массовая культура показыввает нам полное тело – она почти всегда сочетает его репрезентацию с негативными качествами – неумеренностью, невоздержанностью, отсутствием самоконтроля, ленью, телесной нечистотой, распущенностью – you name it. Нам с самых младых ногтей вбивают в голову сообщение: худых – целует принц, худым фея-крестная дарит сверхспособности, худые – протагонисты, а толстые – смешные, немного жалкие фигуры второго плана, которым никогда не достанется ни принц, ни королевство. Именно у худых монополия на любовь, на счастье, на романтику, на серьезное к себе отношение, на душевный трепет, на высшие состояния сознания. А пока ты толстый – ты ничего из этого не достин. Ни-че-го-шеньки. Тебе нужно перекроить себя, поменяться, урезать свое тело, урезать себя – и только тогда ты, может быть, если повезет, станешь главным героем своей жизни. А до этого – жизнь стоит на паузе. 

Сейчас мир постепенно меняется, очень медленными, осторожными шагами. И есть шанс, что когда-нибудь все станет лучше. Я очень на это надеюсь. Ведь сказка про Гадкого Утенка – она не о превращении, не о том, что даже если ты «урод», ты когда-нибудь превратишься в «Лебедя» и наподдашь всем обидчикам. А о том, что выростая в чуждой себе среде – в среде, где нет никого похожего на тебя, очень легко увериться в том, что ты гадкий, что ты недостоин счастья. И в реальности – в отличие от сказки – даже превратившись в Лебедя ценой невероятных усилий, Гадкий Утенок так никогда и не поверит, что он – красив и достоин жизни. Пока не найдет своих, свою стаю, пока не найдет себя, пока не увидит свое отражение в мире (поверьте девочке, которая когда-то худела на 40 килограммов и все равно оставалась Гадким Утенком в своей несчастной, потрепанной душе).

Так выпьем же за то, чтобы нам, самым разным, наконец-то дали возможность играть главные роли в наших жизнях. И чтобы мир, наконец, прогнулся под нас. Чин-чин!

*Даже Анну Каренину, черт возьми, женщину, описанную в книге так, будто она моя полная копия, играют костлявые актрисы. Стыд, позор, гром и молния!

Иллюстрация: Виктория Кошелева