Напоминаю, что в прошедшем учебном году прошёл XXII съезд КПСС, на котором партия торжественно обещала, что коммунизм будет построен к 1980-му году. Мы верили, ликовали, а жалели только об одном — ждать долго, почти 20 лет! Отец от моих вопросов отмахивался, а вот мама была настроена скептически: "База может быть и будет создана, но вот людей переделать вряд ли удастся". В рамках решения этой задачи осуществлялась одна из хрущевских новаций — реформа образования.
В чём заключалась реформа образования
Закон «О реформе образования» был принят в конце 1958 года. В соответствии с ним восьмилетнее образование становилось всеобщим и обязательным. Система образования была обязана, начиная с пятнадцати-шестнадцати лет, готовить молодежь к реальному труду на благо общества Принятый закон действовал до середины шестидесятых годов. В соответствии с ним и была осуществлена замена семилетней неполной средней школы на восьмилетнюю.
Выпускник восьмилетки в соответствии с субъективными данными (уровнем успеваемости, способностями, предпочтениями) мог продолжить получение образования в учебном заведении одного из следующих типов:
- общеобразовательная школа с производственным обучением;
- вечерняя школа;
- техникум;
- среднее профессионально-техническое училище (ПТУ).
Сеть ПТУ создаётся вместо ремесленных, а также фабрично-заводских училищ. В полных средних школах срок обучения увеличивается до 11 лет. Выпускник такой школы наряду с аттестатом должен был получить свидетельство о полученной профессии. Намечено было и ускоренное развитие школ-интернатов.
Кроме того, в стране началось создание заочных и специальных, образцовых школ. Задачей специализированных школ с углубленным изучением ряда предметов была целенаправленная подготовки учеников к учёбе на соответствующих факультетах и отделениях вузов. На это же была нацелена и профессиональная подготовка школьников.
Начали создаваться образцово-показательные школы. Они становятся своеобразной экспериментальной площадкой реформы. В них направляют лучших учителей, выделяют добавочные ресурсы. Школы дают показательные уроки, ведут методическую работу с учителями своего региона.
Намечено было произвести реформирование и системы получения высшего образования:
- вводилось преимущество при поступлении в вузы лицам, с производственным стажем не менее двух лет, а также отслужившим в армии;
- увеличивалось количество подготовительных отделений и курсов;
- преимущество отдавалось развитию вечерних и заочных отделений вузов.
Однако следует отметить, что отсутствие достаточной материально-технической базы и кадров в школах, добиться ожидаемых результатов не позволило.
Как реформа образования коснулась меня непосредственно
Я получил свидетельство об окончании школы- восьмилетки, но раздумывать о том, каким образом продолжать получение образования не приходилось. Иных вариантов, кроме продолжения учёбы в той же самой школе, дома не рассматривалось.
Правда, в соответствии с положениями закона о реформе:
1) школа становилась одиннадцатилетней;
2) в ней вводилось производственное обучение.
В Тюлькинской школе решено было организовать два класса. В наш 9-А класс набирали тех учеников, которые были согласны получать специальность "Механизатор широкого профиля", а в 9-Б — желающих получить бухгалтерское образование.
В качестве базы для получения специального образования в нашем классе намечалось использовать ПТУ сельскохозяйственного профиля, расположенное в трёх километрах от посёлка, в селе Верхнее Мошево. Производственное обучение 9-Б класса решено было проводить в здании школы — для них нужно было только помещение, а сложного оборудования не требовалось.
Продолжение