Книга Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза"стала слоганом моей новой жизни - я открываю глаза - не обманываю себя, не молчу, не терплю и не пресмыкаюсь! Я открываю глаза - на все происходящее со мною - все НАЗЫВАЮ своими "именами".
Сказать, что такой человек как Муртаза- предатель для своей жены, он не сепарировался, не вырос, он маменькин сыночек. Даже в свои 60 лет, в ее 100 лет. Много таких сыночков, не обязательно быть единственным ребенком. Мать может быть и многодетной, но играющей против личной жизни сыночка (токсичная мать называется), он ей самой нужен: его энергия, его жизнь в ее руках, и такая безжалостно расскажет, что у сына есть дети, что он 2 раза БЫЛ женат, все были бестолковыми, ленивыми, любили поспать и тд.
Благодаря Гузель Яхиной актуализировалось слово упыриха- человек, который выпивает из тебя все жизненные соки, человек который живет унижая другого человека, сейчас это называют абьюз, абьюзивные отношения.
"Полжизни скользит туда-сюда, как маятник, целыми днями: от котла – на мужскую половину с полными и горячими пиалами, с мужской половины – обратно с пустыми и холодными.
Сколько лет она замужем? Пятнадцать из своих тридцати? Это даже больше половины жизни, наверное. Нужно будет спросить у Муртазы, когда он будет в настроении, – пусть подсчитает."
Еще девочкой Зулейха попадает замуж, замуж за 45- летнего мужчину, без права иметь свое мнение, критиковать, без права задумываться...Разница в 30 лет! И такая жестокость, несправедливость. Зулейха не задумывается, она не оценивает -она будто спит...
Убырлы карчык - упыриха - переведено нам в книге Яхиной. Карчык- переводится как старуха, возможно отсюда слово КАРГА. Но "убырлы" это еще и оборотень, ведьма, и это ближе нам по смыслу, т.к. свекровь Зулейхи при Муртазе одна (любящая,нежная), а при невестке совсем другая (злая).
"В день, когда сорокапятилетний Муртаза привел в дом пятнадцатилетнюю Зулейху, Упыриха с мученической скорбью на лице сама перетаскала свои многочисленные сундуки, тюки и посуду в гостевую избу и заняла ее всю. «Не тронь!» – грозно крикнула она сыну, когда тот попытался помочь с переездом. И не разговаривала с ним два месяца. В тот же год начала быстро и безнадежно слепнуть, а еще через некоторое время – глохнуть. Спустя пару лет была слепа и глуха, как камень. Зато теперь разговаривала много, не остановить." - это же описание клиники! Запомните психиатры!
"за пятнадцать лет Зулейха проспала дважды – и запретила себе вспоминать, что было потом.
За дверью пока – тихо. Ну же, Зулейха, мокрая курица, поторопись. Мокрой курицей – жебегян тавык – ее впервые назвала Упыриха. Зулейха не заметила, как через некоторое время и сама стала называть себя так".
А еще можно перевести җебегән тавык как "мямля, растяпа, вялый, бездеятельный" . И знаете это очень точно, такие вот люди - абьюзеры - задают тебе вопросы - и делают все, чтобы ты мямлил, что бы ты испытывал такой страх, что не смог отвечать, т.к. вероятно тебе ПЕРЕДРАЗНЯТ в этот момент. Передразнят, обнулят, унизят в любой момент твоей жизни. Они делают человека рабом, и ты просто отдыхаешь от криков и постоянного давления, т.к. хочется быть немного хорошим. Мы прекрасно знаем, что Зулейха труженица и все обзывательства беспочвенны. Упыриха гордится тем, что сколько не бил ее муж, не смог ее сломать, и уже "50 лет кормит червей", а она еще 2 его жизни прожила.
"На пороге встречает сонный Муртаза, в руке – керосиновая лампа. Кустистые брови сдвинуты к переносице, морщины на мятых со сна щеках глубоки, словно вырезаны ножом.
– Сдурела, женщина? В метель – нагишом!"
она ему ни жена, не Зулейха- она ему женщина(((
которую используют как рабыню - она двор чистит от снега, а не здоровый мужик. (руки и спина ноют – ночью намело много снега, и Зулейха долго вгрызалась лопатой в сугробы, расчищая во дворе широкие дорожки: от крыльца – к большому амбару, к малому, к нужнику, к зимнему хлеву, к заднему двору.)
Показателен разговор Зулейхи с Муртазой в лесу. Когда пилят дерево, Муртаза ей не отвечает - не поддерживает беседу, будто и не человек с ним говорит.
"Не заметили, как стало темнеть. Когда Зулейха поднимает глаза к небу, солнце уже скрыто за рваными клоками туч. Налетает сильный ветер, свистит и взвивается поземка.
– Поедем домой, Муртаза, опять метель начинается.
Муж не отвечает, продолжая обматывать веревками толстые связки дров. Когда последняя вязанка готова, метель уже волком завывает меж деревьев, протяжно и зло."
"На сани сесть не разрешает – дров много, лошадь не выдюжит. Так и идут: Муртаза спереди, ведя Сандугач под уздцы, а Зулейха следом, держась за задок и еле перебирая заплетающимися ногами. В валенки набился снег, но вытряхивать нет сил. Сейчас нужно – успевать шагать. Переставлять ноги: правую, левую, правую, левую… Ну давай же, Зулейха, мокрая курица. Сама знаешь: если отстать от саней – тебе конец, Муртаза не заметит. Так и замерзнешь в лесу."
Представляете Муртаза не заметит ,что потерял жену... Муртаза маменькин сыночек, жена -даже не любимая.
А что думает сломленная Зулейха: "А все-таки какой он хороший человек – вернулся за ней. Мог бы и оставить там, в чаще, – кому какое дело, жива она или нет. Сказал бы: заблудилась в лесу, не нашел – через день никто бы про нее и не вспомнил…"
"Муртаза разденется, умоется с дороги, – и пройдет на половину матери. Он это называет поговорить вечерком. О чем можно разговаривать с глухой старухой? Зулейха не понимает. Но разговоры эти были долгими, иногда длились часами. Муртаза выходил от матери спокойный, умиротворенный, мог даже улыбнуться или пошутить."
Чем занимаются?- спросите у психиатра - это психологический инцест.
Только одно утешение у Зулейхи - духов просить о помощи...
Такие свекрови - выдумщицы, вот Зулейха с Муртазой ночью вернулись из леса, она обмерзла, мертвецки устала - только присела, как ей велят баню топить:
"ты здесь, женщина? – спрашивает с мужской половины. – Затопи-ка баню. Мама хочет помыться.
Зулейха утыкает лицо в ладони. На баню нужно много времени. Да еще и Упыриху мыть… Где взять силы? Еще бы только пару мгновений вот так посидеть, не шевелясь. И силы придут… и она встанет… и затопит…
- Спать вздумала?! На телеге спишь, дома спишь. Права мама: лентяйка!"
и это говорит 60 летний мужик, почти дед!!! - "права мама" . Вызовите психиатра!
У готовящей в темноте хозяйки - одна слабая керосиновая лампа, а у слепой старухи в комнате "Три большие керосиновые лампы в ажурных металлических подставках ярко освещают просторную комнату"
Старуха спит на могучей железной кровати с литой узорной спинкой, утопая в холмах взбитых подушек, восседает старуха, а Зулейха на обитом железом сундуке с ребенка ростом. На половине свекрови стоит 2 котла, которыми никто не пользуется, а Зулейха мучается- готовит на одном.
Зулейха испытывает только печаль: "Работай, Зулейха, работай. Как там мама говорила? Работа отгоняет печаль. Ох, мама, моя печаль не слушается твоих поговорок…"
Кстати все происходящее и будущее толкует свекровь Зулейхи посредством снов - что ей приснилось и почему... Муртаза когда женился красный сон приснился,а потом сгорела баня и сарай - вероятно сама подожгла, чтобы манипулировать сыном, власть поддерживать.
Что же происходит с Зулейхой? Много чего - ссылка, дорога, беременность в условиях лишений. Но ее ребенок выживает даже в ссылке, даже ссылка мягче условий богатого татарского дома, где не выжили ее 4 дочки (не дожили и до 3 месяцев), где не было шанса быть собой, принадлежать себе, а не служить дьяволу. Злоба Муртазы абсолютно беспочвенна, ему нравится мучать жену:
Зулейха хватает тряпку и ползет на коленях, собирая воду. Утыкается теменем в твердые, словно железные, ноги мужа. Обхлопывает тряпкой талую воду вокруг, не смея поднять голову. На правую руку наступает большой колючий валенок. Зулейха хочет вырвать ладонь, но валенок камнем придавил пальцы. Она поднимает взгляд. Желтые глаза Муртазы – совсем рядом. В огромных, как вишни, зрачках пляшут отсветы огня.
– Не отдам, – шепчет тихо. – В этот раз – ничего не отдам.
Кислое дыхание обжигает лицо. Зулейха отодвигается. И чувствует, как другой валенок ложится на левую руку. Лишь бы пальцы не отдавил – как же работать без пальцев…
Под конец книги Зулейха становится хозяйкой самой себе не смотря на статус, на лагерную жизнь - она расторопна, сметлива, метка. Больше она не встречала мерзавцев подобных Муртазе.
Познав ценность свободы, она понимает, как важно для ее сына-подростка поехать в Ленинград и получить хорошее образование. Зулейха позволяет сыну уехать, не становится новый упырихой - не живет жизнью своего ребенка, отпускает его.
Спасибо Гузель Яхиной за песнь о ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ!
Читайте наши новые статьи: Квартирный вопрос: как в теремочке живут?Подписывайтесь на канал. Палец вверх - наша мотивация писать о важном для нас!
#зулейха открывает глаза
#гузель яхина
#книга
#абьюз
#отношения мужа и жены