Скука самоизоляции вызывает странные перекосы в общественном сознании. Вот уже и с новостных лент не сходит обсуждение посредственного сериала идущего по «Россия 1». Присоединился со скуки и я к этому действу... И вот какие мысли у меня возникают.
Режиссер и продюсер фильма сознательно шли на скандал. Потому что ни чем иным прикрыть полный художественный провал фильма нельзя. Как сказал Александр Славутский директор и художественный руководитель Казанского театра им. Качалова: "С моей точки зрения, сам этот фильм — оскорбление искусства... Фильм получается не про Зулейху, а про ту, кого играет Юлия Пересильд, революционерку-проститутку. " И если отбросить всю провокативную составляющую фильма, то получается именно так. А так в развернувшемся споре ортодоксов с феминистками и либералов со сталинистами и не видна полная пустота картины. Не зря КПРФ рекомендовало своим соратникам воздержаться от публичной полемики по поводу фильма. В ЦК КПРФ считают, что скандал вокруг сериала «Зулейха открывает глаза» — это попытка поднять его рейтинг «по медийному лифту до небес». И тут я солидарен с коммунистами.
Если в книге показано, что шариат страшнее ГУЛАГа, потому что уничтожает душу, а не тело, то в фильме, для того чтобы подогнать повествование под режиссерские штампы творят вообще непонятно что. Жизнь показана полностью не реалистично.
- Мусульмане закапывают гроб в могилу? "Ок-ей!"
- Отдельный вагон у лейтенанта? - "И так сойдет!"
- Сибирские морозы? - "Не не слышали!"
- Этот списочек можно до полусотни пунктов довести.
И это если убрать явные провокации вроде секса в мечети и современных муфтиев как ссыльных. Этот явный режиссерский ход призван был повторить славу "Матильды", но теперь с мусульманами.
А "звездный" состав фильма. Без слез не глянешь! Известные лица в привычном амплуа. Чулпан Хаматова в роли полуграмотной забитой женщины? Ну не сыграла она её. Не смогла. А какая могла быть роль! Раскрытие личности в трагических обстоятельствах. НЕ СМОГЛА! ... Да и остальные актеры играют привычные роли. Затасканная колода потасканных исполнителей, которых тасуют из фильма к фильму...
В России к сожалению сформировалась традиция раскручивать фильмы и произведения на скандальном PR. Шаблон приблизительно таков - находится автор, в меру бездарный, в меру провокационный. И выдается ему премия. Литературная. Несколько мэтров из "обоймы" позитивно высказываются и хвалят. По поводу провокаций автора поднимается хайп. На волне этого хайпа резко начинают продвижение книжки - печатаются тиражи и выкупаются лучшие торговые места. И главное нанимаются тролли, которые кричат - "Вот ты читал, чтобы осуждать? Купи книгу, прочти, а потом критикуй..." . Затем, когда волна хайпа спадет, можно снять фильм и повторить.
Скандальность фильма нагнетается намеренно. "Зулейха" не исключение. Зачем было имитировать секс в мечети, являющейся культурным наследием Татарстана и выкрикивать имена действующих муфтиев? Намерение авторов просто - выплыть на волне скандала. Так чтобы в его мутных водах не были видны явные фактографические и художественные просчеты фильма.
Поскольку люди нуждаются в продвижении, а ресурс поддержки не безграничен избирается узкая колода "звезд", которую и тасуют от фильма к фильму.
Вот так... Как вам версия?