Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Как предотвратить соперничество США и Китая, и не превращать Юго-восточную Азию в зону конфликта

Обе державы должны публично договориться об «антигегемонии», договориться о «правилах дорожного движения», особенно в Южно-китайском море, и начать обсуждать контроль над вооружениями. Пекин и Вашингтон не должны «впадать» в войну или заставлять страны Юго-восточной Азии выбирать ту или другую сторону конфликта. В Сингапуре недавно собирались аналитики из стран Юго-восточной Азии, Китая и Соединенных Штатов. Цель встречи состояла в том, чтобы понять, как усиливающиеся стратегические трения между США и Китаем влияют на регион, и предложить пути перевода развития событий на более позитивную траекторию.

США и Китай находятся в том, что недавно назвал Генри Киссинджер «предгорьем холодной войны», в серой зоне. В Юго-восточной и Восточной Азии нарастает конфликт, так как стороны используют принуждение, осуществляемое с помощью средств, не имеющих прямого отношения к военной силе. При этом перспектива возникновения все новых и новых несчастных случаев и просчетов растет. Кроме того, ухудшающиеся отношения между США и Китаем в области безопасности, отражающиеся на их экономических и культурных связях, что имеет серьезные последствия для региональных соседей Китая и за их пределами.

В то время как первая фаза торговой сделки США с Китаем широко приветствуется, многие вопросы остаются нерешенными, а страны Юго-восточной Азии опасаются, что эти две державы будут погружаться в постепенно усиливающийся конфликт. Они боятся, что их также заставят принять чью-либо сторону.

Страны юго-восточной Азии признают, что США и Китай имеют конкурентные отношения, и что нет никакой перспективы быстро изменить это обстоятельство. Но эти народы со страхом смотрят на горизонт, где они видят надвигающееся технологическое соперничество, а себя все более склонными быть втянутыми в экономическую борьбу и, возможно, военный конфликт. Поэтому они хотят любой ценой избежать эскалации. Они считают, что если китайско-американские связи стабилизируются, то эти страны смогут использовать свои хорошо отточенные «навигационные навыки», чтобы выжить в пространстве между двумя державами. Поэтому они хотят, чтобы Пекин и Вашингтон разработали modus vivendi, даже если между ними недостижимы более теплые отношения.

С учетом этих представлений, опасений и реалий, что можно сделать для стабилизации китайско-американских связей в их интересах, а также в интересах стран Восточной и Юго-восточной Азии и более широкой международной системы? Для начала и Пекин, и Вашингтон должны публично, взаимно и недвусмысленно признать, что другая сторона является региональной державой и должна остаться в этом качестве. Точно так же, как «антигегемонистская оговорка» была важна вовремя встречи Никсона-Мао, отразившаяся в Шанхайском коммюнике 1972-го года (хотя тогда термин «антигегемонизм» относился, главным образом, к советским амбициям). Поэтому сегодня Пекин и Вашингтон должны согласиться, что их целью не является региональное доминирование или закрытие доступа друг другу в Восточную и/или Юго-восточную Азию.

Все больше публикаций появляется в печати, начиная с 2018-го года, о столкновениях военных кораблей США и Китая в Южно-китайском море. Поэтому вопрос о том, примет ли такое соглашение форму того, что можно было бы назвать «четвертым коммюнике» между Вашингтоном и Пекином, имеет даже меньшее значение, чем тот факт, что декларация была бы официально и явно принята. Во-вторых, необходимо согласовать «правила дорожного движения», регулирующие различные аспекты региональной конкуренции крупных держав (особенно в военных отношениях). Важное направление размышлений на конференции касалось поведения морских судов в Восточной и Юго-восточной Азии.

Одним из многообещающих подходов было бы согласие Пекина утвердить в Организации Объединенных Наций принцип морского права о том, что исключительные экономические зоны не предназначены для регулирования наземного морского транзита (тем самым, как бы успокаивая США и другие страны) и что, в свою очередь, Вашингтон резко сократит свои «наблюдения вдоль побережья Китая» (тем самым, успокаивая Пекин).

Еще одна область необходимого китайско-американского взаимодействия – это стратегический уровень. Ускоряется гонка космических, кибернетических и обычных вооружений, и все большее значение приобретает проблема ракет малой и средней дальности в Азии. Необходимо выработать понимание и ограничения в отношении развертывания ракет малой и средней дальности двумя державами в Восточной и Юго-восточной Азии. Китайские учения с баллистическими ракетами DF-26 посылает «ясный сигнал» США. Мы уже видели, как это делается, и как аллергически Китай относится к американским ракетам (любого рода), размещаемых США на Корейском полуострове. Мы также уже видели, насколько Вашингтон обеспокоен возможностями Пекина нанести удары по американским базам, объектам и активам в Восточной и Юго-восточной Азии, а также по военным объектам в районе островов в Южно-китайском море.

Все большее количество ракет в регионе создает все более чувствительный повод для возникновения конфликта. В более широком плане китайско-американские дискуссии по контролю над вооружениями и стратегический диалог крайне необходимы.

В-четвертых, в экономической сфере инициатива Японии по продвижению вперед с помощью Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) создала стимулы, как для Китая, так и для США присоединиться к этим усилиям. Хотя существует мало шансов на то, что нынешняя внутренняя политика США допустит такой шаг со стороны Вашингтона, это должно быть главным приоритетом, если всеобщие выборы в этом году приведут к более благоприятной обстановке.

Более осуществимым в краткосрочной перспективе было бы продвижение Вашингтона и Пекина вперед с почти полным завершением двустороннего инвестиционного договора. Большим стимулом для позитивного движения в двусторонних экономических отношениях могло бы стать китайско-американское соглашение о том, что «взаимность» является одним из основных принципов двусторонних экономических и других отношений. Экономическая стабильность, вытекающая из этих шагов, принесет большую пользу странам Юго-восточной и Восточной Азии.

Еще одним специфическим направлением продуктивного экономического взаимодействия является создание соответствующей инфраструктуры в Юго-восточной Азии. В 2010-м году Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН) приняла так называемый «план подключения». Это та область, где и США, и Китай могли бы внести свой вклад в достижение региональных целей посредством параллельных, а иногда и совместных усилий. Нет никакой необходимости для Пекина или Вашингтона демонизировать или препятствовать усилиям друг друга, когда речь заходит об инфраструктуре в Азии. Существует множество возможностей для сотрудничества или параллельных и усиливающих действиях, и существует большая потенциальная роль для частного сектора США.

Наконец, в зоне гражданского общества потенциально плодотворным является выявление возможностей для сотрудничества китайских и американских НПО (возможно, в рамках совместных проектов) в третьих областях. Такое сотрудничество было бы наиболее целесообразным в отношении проектов оказания помощи в целях развития, образования, здравоохранения и решения вопросов в чрезвычайных гуманитарных ситуациях в Юго-восточной Азии и, возможно, в Центральной Азии.

Если шаги, подобные описанным выше, кажутся нереалистичными в сегодняшних условиях, стоит напомнить, что Мао Цзэдун, Ричард Никсон, Дэн Сяопин и Джимми Картер изменили всю стратегическую шахматную доску, разработав китайско-американское видение, которое практически никто ни в США, ни в Китае не ожидал. Их смелые идеи принесли региону и всему миру почти пять десятилетий мира.

Дэвид М. Лэмптон и Ван Цзиси для SCMP