В статье «Капитал - наше все» я упоминал тему эксплуатации наемного труда и в данной статье хотел бы более подробно раскрыть ее, а также рассказать про некоторые другие аспекты.
Получение прибавочного продукта от эксплуатации наемного труда один из самых простых и надежных источников получения прибыли для предпринимателя. Для простоты приведем пример, в котором рабочий на станке делает определенное количество готовых изделий в день, пусть их будет 50. Стоимость конечной продукции составляет 15 тыс.руб., а стоимость заработной платы рабочего составляет 1 тыс.руб. Соответственно рабочий приносит 14 тыс.руб. прибавочного продукта. Тут конечно не все так просто, так как есть отчисления на амортизацию станка, есть затраты на сырье из которых делается конечная продукция на аренду помещения, где стоит станок, есть затраты на электричество, есть, скорее всего, заработная плата у человека, который продает эти детали и т.п. А самое главное рабочего еще нужно обучить работать на конкретном станке, чтобы он начал приносить прибыль, а не сломал этот станок и не запорол все производство.
Сейчас фонд оплаты труда ФОТ на крупных промышленных предприятиях составляет от 5 до 10% от выручки, в маленьких организациях, оказывающих услуги, он составляет до 40%. Тенденция такова, что показатель ФОТ в будущем должен снижаться. Это будет происходить из-за автоматизации и укрупнения производства (если сто лет назад 100 человек производили 1000 ед. продукции в день, то сейчас 10 человек на современном оборудовании могут производить 10000 ед. продукции). Поэтому сейчас в мире тенденция такова, что очень много людей задействовано в непроизводственной сфере и прибавочный продукт от производства товаров, по сути, размывается на всех.
В свое время я работал в управленческой дирекции крупной городской энергетической компании. В самой компании трудилось около трех тысяч человек, в управленческой дирекции - более трехсот. Не могу сказать за производственные дирекции, которые занимались энерго- и водоснабжением, но дирекцию управления можно было смело сократить до 50 человек, так как работа многих отделов дублировала друг друга, а работа некоторых отделов была вообще контрпродуктивна. Это свидетельство того, что на крупных предприятиях работает очень много ненужных людей. Но увольнять их никто не собирается, так как, с одной стороны, оптимизировать деловые процессы в крупных организациях дело очень хлопотное и не каждый его осилит, с другой стороны осуществляется социальная функция, давая людям хоть какую-то работу (даже если она глупая и бестолковая, тем самым предоставляя населению хоть какую-то занятость).
Сейчас для предпринимателя на первый план встает не эксплуатация своих работников и не процессы, связанные с производством и продажей товара, а формирования рынков сбыта для своей продукции. Рынок сбыта – это абстрактное понятие, чтобы проще его вообразить, можно просто представить толпу людей, которые хотят отдать деньги за ваш продукт или услугу, которую вы предоставляете. Сейчас время продавать идеи, которые помогут продвинуть ваш продукт или услугу и помогут завоевать ему свою нишу. А для этого нужно будет работать с людьми, находить каналы общения, создавать потребительские сообщества и обхаживать каждого клиента.
В конце, хотелось бы сказать, что человек – все-таки не наша нефть. «Человек - это звучит гордо!», не надо заниматься умышленной сверхэксплуатацией и больше думайте о ближних своих.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь и оставляйте комментарии.