Найти в Дзене
BIS Inside

Эфир льда и пламени

Во время Великой Отечественной войны в советской Арктике противоборство с врагом шло не только в ледяных морских водах и на скалистых заполярных рубежах, но и в радиоэфире. Радиосвязь на огромных пространствах Севера часто была единственно возможным и необходимым источником информации для наших воинов и тружеников Заполярья. Впрочем, как и для огромной вражеской группировки. В такой обстановке роль засекречивания радиосвязи и радиоразведки трудно переоценить. В сложных метеоусловиях, в условиях полярной ночи, зимы, силы и средства радиоразведки зачастую были единственными, способными информировать командование о противнике.

НАЧАЛО

В советской Арктике гитлеровцам противостоял, прежде всего, наш Северный флот (СФ). Это самый молодой из флотов России. До 1917 года флот и его главная база Александровск на берегу Екатерининской гавани в Кольском заливе ещё не успели сформироваться в полной мере. Развитие Кольского севера России и военного флота в годы Первой мировой войны, связанные с поставкой союзниками военных грузов и прокладкой железной дороги Петрозаводск-Мурманск, было остановлено Гражданской войной. Положение изменилось лишь в 30-е годы, когда правительство СССР приняло решение о создании Северного флота. Его первые боевые корабли были переброшены в Заполярье из Кронштадта по Беломорско-Балтийской водной системе. В 1939 году бывшему Александровску вернули статус города с новым названием – Полярный. Во время Великой Отечественной войны именно там находилась главная база СФ. В 1940 г. новый флот возглавил 34-летний контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко, он руководил СФ все военные годы. На флоте радиоразведка осуществлялась береговым радиоотрядом. Материалы радиоперехвата сообщений противника поступали в Полярный, в разведотдел штаба флота специалистам дешифровально-разведывательной службы (ДРС). В июне 1940 г. её начальником стал Евгений Иванович Портнов, молодой выпускник Высшего военно-морского училища имени Фрунзе в Ленинграде. Он возглавлял дешифровальную службу СФ всю войну.Это маленькое подразделение отличалось стабильностью: всего 15 офицеров побывали в его составе за все военные годы.

ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ОПЫТ

Уже опыт первых месяцев войны показал важность перехвата сообщений в УКВ диапазоне. Именно он использовался в радиопереговорах авиации противника, имевшей в северных условиях бездорожья особое значение. 

Перехват радиосвязи немецкой авиации, которая велась в основном открытым текстом, несложная система условных обозначений и маскировки, быстро раскрытая, давали ценные сведения. Но скоротечность действий боевой авиации не оставляла возможности своевременно использовать эту информацию, добытую в пунктах радиоперехвата. На что и рассчитывал  противник, почти не   маскируя   радиосвязь.   Чтобы   результаты перехвата не теряли свою ценность, они сразу должны были поступать в органы управления действующих   соединений, особенно авиации. Так, в 1942 г., по инициативе радиоразведчиков, при командном пункте ВВС флота была открыта специальная вахта перехвата в радиосетях «самолет–самолет» и «самолет–наземная станция».

ПОДДЕРЖКА СОЮЗНЫХ КОНВОЕВ

Вскоре после начала боевых действий добавились и вышли на первый план задачи радиоразведки СФ по поддержке союзных арктических конвоев. Конвои доставляли в Советский Союз вооружение и прочие грузы из США и Великобритании, а из СССР для этих стран – стратегическое сырье. Пунктами назначения являлись Архангельск, строившийся порт Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск.

Зимний и летний маршруты арктических конвоев
Зимний и летний маршруты арктических конвоев

Ценность арктического маршрута заключалась в том, что так было ближе и проще доставлять грузы в европейскую часть СССР и непосредственно на фронт. Поэтому через северные моря везли особенно много оружия. Вместе тем, пути арктических конвоев проходили в сложных для плавания районах: постоянные штормы, туманы; а зимой ещё и льды, и обледенение судов, грозящее гибелью...

Детальнее https://ib-bank.ru/bisjournal/post/1255