Найти тему
Анна Жихарева

Борьба светской и духовной власти на Руси в XVII в.

Роль церкви в жизни российского общества всегда была высока. Со времён правления Ивана IV, светская власть и церковь были крепко связаны, так как правитель был гарантом христианской власти. Не сказать, чтобы церковь вмешивалась в дела правящих кругов, но была неотъемлемой частью в решении многих проблем. Церковь поддерживала власть и принимала участие в обсуждении проблем в качестве непосредственного зрителя, давала некую оценку действиям монарха, но все это было косвенно. Во главе русской церкви стоял патриарх, наделённый большой церковной властью. Нередко он свою власть «от бога», ставил выше светской власти. Поэтому между царём и патриархом иногда возникали разногласия. Одним из наиболее значимых событий XVII в. стал церковный раскол. Тогда же началась борьба между светской и духовной властью в лице царя Алексея Михайловича и патриарха Никона.

Взойдя на патриарший престол, Никон плотно взялся за церковные преобразования. Он провел множество реформ, включая редакцию всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствии с греческими канонами. Однако такое событие, как «церковный раскол» началось в 1653 году, во время введения изменений в богослужебные правила. Тогда же началось противостояние между патриархом Никоном с его сторонниками и приверженцами старых обрядов. Стоит отметить, что реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной причиной церковного раскола в XVII в. С первых дней неподчинение низших служителей церкви реформ Никона вызвало со стороны патриарха, а также официальных властей применение к ним насилия. Сурово были наказаны лидеры раскола протопопы Аввакум и Иван Неронов. Многие служители отправлялись в ссылки и заточались в монастыри. А особо активные представители раскола из других слоёв народных масс приговаривались к смертной казни.

Церковный раскол послужил также причиной охлаждения и конфронтации отношений между царем и патриархом. Очевидно, это произошло из-за суровых методов Никона при осуществлении реформ, ведь он отличался не только умом, но и жестким характером, целеустремленностью, властолюбием и любовью к роскоши. Вдобавок ко всему, Никон был гордым человеком, т.к. согласился стать патриархом всея Руси только после просьбы самого царя.

Патриарх имел колоссальные владения на территории Руси. Более того, власть Никона простиралась далеко за пределы его церковных владений. Вследствие долгих отлучек царя, вызванных войной в Польше, влияние Никона все больше и больше распространялось на Руси. Примечательно, что многие бояре боялись его даже больше, чем царя.

Однако Никон был недоволен своим положением соправителя царя, ему хотелось получить первенствующую роль в государстве. Сравнивая духовную и светскую власть с двумя небесными светилами – солнцем и луной, патриарх говорил, что луна (царская власть) должна лишь отражать солнечный свет (христианскую власть), а не наоборот. Конфликт между патриархом и царем был неизбежен, только лишь благорасположения Алексея Михайловича оттягивало кульминацию. Но такое двоевластие не могло быть вечным. Мало того, что сам царь нес значительные тяготы от чрезмерного своевластия и интриг патриарха, так еще и вся знать буквально ненавидела крестьянского сына, получившего статус патриарха всея Руси, обращавшегося с родовитыми боярами, как с холопами.

Постепенно роль патриарха стала ослабевать. Обидчика одного из патриарших служилых даже не стали наказывать (а ведь раньше такого и представить невозможно было бы), а сам царь перестал посещать Успенский собор, где служил Никон. Как-то патриарха навестил князь Юрий Ромодановский, однако пришел он не с добрыми вестями, по крайней мере, для самого Никона. Князь сказал: "Царское величество на тебя гневен, ты пишешься великим государем, а у нас один великий государь - царь". Патриарха это возмутило, и он решил демонстративно уйти с престола патриарха, надеясь, что царь, испугавшись такого резкого заявления, попытается помириться с Никоном. Однако, царь даже не удостоил его личной встречи, нетрудно догадаться, как это ударило по самолюбию Никона. Через посланцев он все же попросил остаться Никона патриархом, но, когда тот стал упрямиться и показывать свои обиды, больше настаивать не стал. Откровенно говоря, весь царский двор радовался падению выскочки из крестьянского рода. Никона заключили в монастырскую тюрьму.

Однако, реформы бывшего патриарха Никона не отменили, поэтому церковный раскол только нарастал. В эпоху Петра I эта борьба усилилась. Старообрядцев, раскольников всех мастей он признавал главными врагами проведения своих реформ в России.

Церковный раскол повлек за собой длительную борьбу светской и духовной власти. Он затронул широкие народные массы, стал как никогда близок к политике государства, а в результате борьбы с расколом погибли тысячи людей, не исключая детей. Церковный раскол получил широкий размах и привёл к жестокому противостоянию двух сторон – защитников реформ в церкви, в том числе царя и защитников старой веры. Но в то же время раскол показал стойкость и мужество больших групп населения в защите своих взглядов и веры.

Литература

1. «Большая советская энциклопедия», том 18,20, Москва, 1970.

2. «История СССР», том I с древнейших времён до 1861 г., Москва, 1956.

3. «Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва, 1993.

4. П. И Мельников (Андрей Печёрский), Собрание сочинений в восьми томах, Москва, 1976.

5. С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965.