Монтирую очередной видео-урок и напеваю под нос в духе ДАртаньяна "Дистанция, Дистанция, Дистаааанцииииияааа"... Откровенно говоря, хочется всыпать этой самой Дистанции... яду, дождаться, когда сдохнет, а после можно вместе с МинОбром и порыдать над ней, говоря красивые слова.
Нет, к дистанционной работе я не была готова во всеоружии. Да, пользоваться видео-редакторами умею; да, презентации сваять - это с пол-пинка; да, в видео-конфах участвовала и даже чуток делала, да, онлайн-тесты лепила ещё лет восемь назад, тогда же создавала свой первый сайт. НО! Всё это - лишь ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ методы работы с учащимися. Никак не основные! Потому и упора на них в моей работе никогда не было. Так, для души можно было и запилить в методику инфопродукты. Но не работать же только ими! Это же сродни тому, чтобы кормить детей постоянно только одними капустой и конфетами! Ну, нехорошая же диета!
Но вот - случилось так, что приходится...
И вот с чем я столкнулась, делая свои уроки. Как всегда в нашей профессии - нужно на самом деле опять быть многостаночником. :-( И никакая минобразина тебе в этом не помогает, выставляя свои спецкурсы по дистанционной работе только по принципу "нажмите эту кнопку" - что умеет делать любая обезьяна, но, видимо, в минобре об этом не догадываются (((
Итак, с чем пришлось столкнуться и что дополнительно в срочном порядке изучать:
1) Работа сценариста.
Оказалось, что просто так уже "не катит". Нужно сперва написать сценарий видео-урока. С чёткой планировкой времени - сколько на что. Со строгой последовательностью кадров. Не как в уроке, где ты просто рассказываешь по плану, а ещё в плюс - откуда как снимать, сколько времени на ракурс, какие интонации выдерживать
2) Работа оператора и звукача
Для нормальной записи видео из дома нужно знать и уметь ставить камеру, свет, устанавливать правильный баланс на микрофоне. Иначе - либо звук "плывёт", либо картинка с разводами, либо темно, либо светло, либо баланс улетел, либо твоя рожица в световых пятнах, как у инопланетянина...
3) Работа декоратора
Как минимум в домашних условиях, имея очень ограниченные возможности, нужно обеспечивать нормальный - гармоничный, не пестрящий фон, не имеющий на заднем плане развешенного белья, личных предметов и дрыхнущего к верху пузом кота. А уж о таких вещах, как сделать доску для объяснений или макет - уже прям говорить тошно. Но надо.
4) Работа косметолога и модельера
Да, оказалось, что для записи лица требуется специальный макияж, иначе ты выглядишь под софитами, как мертвец в гробу. Эдакий поднятый великой силой некромантии минобра зомби-учитель... А ещё - нужны совсем не такие костюмы, как если бы ты работал в кабинете/зале... Потому что камера делает тебя в них... непропорциональным (
5) Работа "говорящей головой" - диктором
Если в классе я могу надеяться на свою мимику и жестикуляцию, то тут - только хорошо поставленный голос, который - к тому же - должен так чётко всё выговаривать, чтобы слова не зажёвывались в микрофон. Тем более это касается языковых моментов - когда приходится обращаться с экрана на японском (
6) Работа актёром - клоуном и драматическим героем одновременно
Да! Потому что если ты просто вещаешь - это пролетает из уха в уха с идеальной аэродинамикой, не задевая головной мозг ребёнка. Потому что - какое может быть сопереживание экрану? Это в жизни ты можешь своими эмоциями заразить детей, а тут - нужно нечто большее...
7) Монтаж
Да, сейчас полно программ для этой работы, которые, казалось бы, всё делают сами, но... у бесплатных постоянно какие-нибудь косяки, которые нужно исправлять вручную. А платные... не по карману, да.
8) Работа методиста
Полностью пришлось переделать всю программу подготовки для учащихся. При этом, естественно, упор пошёл только на то, что можно дать теоретически (практически упражнения боевых искусств без контроля учителя не выучить правильно, увы)
Вот сижу я, напеваю, монтирую и думаю - а, ведь, после дистанционки - продлись она ещё пару-тройку месяцев - можно легко и просто сменить профессию и уйти в шоу-бизнес) У меня профессий точно прибавится к привычному "педагогическому" списку - швея, монтажник, штукатур, маляр, дворник, уборщица, секретарь,... и ещё с десяток. Не человек буду, а "швейцарский ножик" )))
А вы как? Уже освоили новые профессии?