Найти тему

Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Часть 2

Первая часть здесь

Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт. 457 печатных страниц. 2016 год. 12+
Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт. 457 печатных страниц. 2016 год. 12+

Сотрудники являются ключевым элементом любого бизнеса, и ошибки при приеме на работу могут быть фатальными для молодой компании. Но как минимизировать вероятность ошибок при отборе кандидатов? Не полагайтесь на свои инстинкты, а нанимайте сотрудников из профессий, которые предъявляют высокие требования к поступлению. Например, чтобы получить квалификацию, вы должны пройти специальный тест.

Быстрый рост NIKE требовал постоянного притока новых сотрудников. С подачи Фила Найта компания нанимала в основном юристов и бухгалтеров для каждой должности. Фил Найт утверждал, что первые, безусловно, могут говорить, а вторые могут считать, в то время как навыки, например, менеджера по маркетингу, не могут быть проверены перед началом работы. И юристы, и бухгалтеры проходят сложные тесты, чтобы получить аккредитацию, которая уже свидетельствует о наличии интеллекта и работоспособности - основных характеристик, которые требуются для работы.

Каждый член команды топ-менеджера влияет на будущее компании. У топ-менеджера должна быть инициатива, способность принимать решения самостоятельно, лояльность к компании и уверенность в ее успехе. В то же время, хорошие отношения между членами команды топ-менеджеров совершенно необязательны - менеджеры могут не понимать друг друга, но в то же время они эффективно понимают в своих сферах ответственности.

Команда управления NIKE была крайне нетипичной. Фил Найт пожаловался, что, глядя на топ-менеджеров NIKE, никогда не поймешь, что они управляют спортивной компанией. Упорных спортсменов было всего два - сам Фил Найт и «коллега номер один» Джефф Джонсон. Два других страдали ожирением (Дель Хейс, первый финансовый директор компании, который отказался сотрудничать с PwC из-за проблем с ожирением и алкоголем, и Роб Штрассер, первый юрист NIKE, позже директор по маркетингу). Будущий операционный директор Боб Вудель, «работник № 4», годами занимался продажей кроссовок и сидел в инвалидной коляске. Джефф Джонсон и Боб Вудолл, отцы-основатели NIKE, ненавидели друг друга, что не мешало им работать рука об руку годами. Профессора Гарвардской школы бизнеса связывают успех NIKE с уникальностью своей высшей команды и обнаружили, что каждый лидер может мыслить стратегически и тактически и принимать независимые решения.

Не стоит полагаться на то, что конкуренты игнорируют внезапное появление нового игрока и не пытаются его остановить. Однако ваши методы могут быть далеки от разумной коммерческой борьбы. Реакция должна быть такой же агрессивной и злой, но иногда вы должны быть в состоянии уйти с минимальными потерями и не пытаться выиграть любой ценой. Никогда не сдавайся - плохой совет для предпринимателей. Иногда вы должны быть в состоянии сдаться, но вам не нужно останавливаться.

В 1977 году продажи NIKE резко возросли (с 14 до 70 миллионов долларов), что побудило конкурентов Converse и Keds стимулировать таможенную службу США травить амбициозного новичка. NIKE получил счет на 25 миллионов долларов за начисленные импортные пошлины. В течение двух лет NIKE боролся с бюрократической машиной. Дело закончилось только тогда, когда NIKE снял видео о небольшой компании из Орегона, пытающейся справиться с жадностью государства, и подал иск против конкурентов. Несмотря на то, что Фил Найт насильственно протестовал против выплат, ему пришлось сдаться и заплатить 9 миллионов долларов, когда приближалось IPO, а судебный процесс мог повредить репутации компании.

Каждый инновационный продукт является результатом напряженной работы и постоянных экспериментов. Необходимо выводить новые технологии на рынок в режиме «обратной связи», учитывать мнения потребителей на каждом этапе разработки и постепенно улучшать продукт. Не пытайтесь сразу запустить «самый инновационный продукт», инвестируя в последние разработки.

На ранних стадиях своего развития NIKE обязан своему соучредителю Биллу Боверману уникальным дизайном и комфортом своих кроссовок. Будучи тренером, изобретателем-самоучкой, Боверман проверил свои разработки на спортсменах, что позволило ему получить прямую обратную связь от будущих потребителей.

В 1978 году NIKE запустила модель обуви Tailwind и сразу объединила 12 инновационных разработок (Боверман не имел к этому никакого отношения). Запуск сопровождался крупной рекламной компанией, но через неделю покупатели начали приносить кроссовки обратно в магазин - обувь развалилась из-за незначительных неточностей в дизайне. Провал Tailwind стал важным уроком для компании - тщательно протестировать инновации на потребителях и не выпускать слишком технологически сложные и непроверенные продукты.

Растущая компания нуждается в постоянной поставке средств. В большинстве случаев невозможно расти агрессивно, получая прибыль. Не все финансовые партнеры готовы разделить риски растущей компании и предпочитают более консервативные и постепенные модели развития. Важно согласовать общее понимание целей и временных рамок с финансовым партнером.

Blue Ribbon Sports / NIKE удваивает свои продажи ежегодно с 1962 года. Схема была проста: в банке был взят кредит на покупку сырья. Когда партия была продана, ссуда была погашена, и был получен новый, в два раза больший заем, для покупки сырья. Банкам-кредиторам не понравился подход этой компании - они были заинтересованы в прибыльности, а не в росте бизнеса. В это время финансирование рисков только начинало появляться. В 1975 году Банк Калифорнии закрыл все счета NIKE и подал жалобу в ФБР. На помощь пришел японский ритейлер, который купил долги NIKE и считал, что, несмотря на плохую отчетность, у NIKE большое будущее.

Крупной компании нужно много талантливых менеджеров. Рекрутинг на внешнем рынке дорогой (рекрутинг внешнего сотрудника, как минимум, на треть дороже, чем продвижение внутреннего сотрудника) и рискованный, потому что не все новички могут адаптироваться к корпоративной культуре. Гораздо эффективнее, дешевле и безопаснее обучать собственных менеджеров, вкладывая средства в обучение сотрудников.

NIKE быстро рос (22 000 человек были заняты к 2000 году). Фил Найт был обеспокоен тем, что в компании не хватает талантливых менеджеров. Во время своей ежегодной поездки в Японию он выразил обеспокоенность в разговоре с японским партнером. Фил Найт понял, что единственный способ решить его проблему - подготовить будущих лидеров в компании.

Заключение

Для Фила Найта NIKE - это не просто компания или машина для заработка. Фил Найт не строил бизнес, но выступал за то, что спорт делает мир лучше. И несмотря на кажущиеся непреодолимыми препятствия, ему удалось реализовать эту идею для миллионов спортсменов и покупателей NIKE по всему миру. На пути к успеху он усвоил несколько важных уроков для предпринимателя.

1) Вы должны найти свою безумную идею и попытаться реализовать ее.

2) Нет необходимости обладать природными талантами предпринимателя - идея может стимулировать все достижения и создавать доверие.

3) Вы не сможете выиграть, если будете следовать правилам. Вы должны показать здоровый бунт в бизнесе.

4) Нет необходимости сначала погружаться в собственный бизнес - вы можете совмещать свой любимый бизнес с работой, чтобы создать финансовую подушку безопасности.

5) Следите за своими конкурентами, но не зацикливайтесь на их отслеживании.

6) Только наметьте общие цели для своих сотрудников и позвольте себе удивляться.

7) Не бойтесь ошибиться.

8) Не тратьте деньги на дорогие креативные агентства. У ваших сотрудников есть лучшие идеи.

9) Не полагайтесь на интуицию при найме сотрудников - у них должны быть проверенные навыки.

10) Тестируйте инновации со своими клиентами и не упаковывайте слишком много инноваций в один продукт.

11) Боритесь за свои интересы, но знайте, когда отступать с наименьшими потерями.

12) Решите, что для вас важнее - прибыль и хорошие отношения с банком или рост компании.

13) Инвестируйте в развитие своих сотрудников.