Найти тему

Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем

Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт. 457 печатных страниц. 2016 год. 12+
Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем. Фил Найт. 457 печатных страниц. 2016 год. 12+

История Фила Найта - это не история самого талантливого продавца, маркетолога, дизайнера или финансиста, который благодаря своим талантам. Это история неудачного события по своему определению.

Часть первая 1962-1975

Мир движется вперед только благодаря сумасшедшим идеям - идеям, которые кажутся невозможными, но реализуются благодаря настойчивости их последователей и соответственно меняют реальность. Вся история - результат триумфа, казалось бы, безумных идей.

Бег - отличная картина сумасшедшей идеи. Бежать больно, физические ощущения не очень приятны, а польза для здоровья не слишком очевидна. Но в отличие от всего, бег - это весело - процесс бега становится целью, вы сами решаете, с чего начать, а когда остановиться. Точно так же реализация «Сумасшедшей идеи» может быть невыносимо сложной, но этот путь - радость и удовольствие. Это долгий путь, чтобы построить отличную компанию, которая приносит счастье, а не саму компанию, деньги и славу.

Фил Найт, профессиональный бегун, был убежден, что продвижение бега среди не спортсменов сделало бы мир лучше (в 1960-х бег не пользовался популярностью и считался эксцентричным хобби).

После окончания колледжа Фил Найт вернулся в свой родной Орегон и обратился к родителям (его отец был уважаемым издателем). Он попросил его спонсировать поездку за границу, чтобы реализовать безумную идею. В то время 90% американцев никогда не летали на самолете. Воспоминания о жестокой войне с Японией были еще свежи, поэтому идея Фила многим казалась безумной и опасной. В 1962 году Фил Найт совершил ежегодную поездку в Японию, где он подписал первый контракт с японской компанией Onitsuka на поставку спортивной обуви Tiger. Филу Найту пришлось около года ждать первую партию обуви.

Реализация идей возможна только в том случае, если становится правилом. Речь идет об игре по правилам других. Эта линия часто не связана с бизнесом - одни и те же права можно рассматривать как предпринимательство или мошенничество.

Заявления генерала Дугласа Макартура стали любимой цитатой Фила Найта, и он применяет их на практике.

На начальном этапе важно найти наставника и партнера, который не только помогает советом, но и может стать лицом компании. Это особенно важно при продвижении специализированных продуктов - в закрытые сообщества, такие как спортсмены, трудно войти без поддержки.

Когда основатель молод, ему также труднее завоевать уважение и доверие со стороны более старых партнеров, чтобы старший партнер мог помочь построить доверительные отношения.

Вторым человеком после отца, к которому Фил Найт обратился за помощью, был его бывший тренер по бегу, легендарный Билл Бауэрман, который воспитал не одно поколение олимпийских бегунов. Боверман не только инвестировал в будущие копании, но и сыграл ключевую роль в разработке уникального дизайна кроссовок. Он помогал в найме сотрудников среди бывших спортсменов, был неофициальным послом бренда, улучшал его репутацию среди поставщиков, банкиров и клиентов. Позже Браерман написал книгу о беге, которая стала бестселлером и положила начало «бегущей эпидемии» в Соединенных Штатах.

Не каждый является блестящим продавцом, но если вы думаете, что продукт или услуга, которую вы продаете, действительно того стоят, продать их будет на удивление легко. Вера в сумасшедшую идею поможет вам преодолеть свои пределы.

Фил Найт признается, что с рождения его вряд ли можно назвать талантливым продавцом. Он начал продавать энциклопедии на Гавайях и был не очень успешным. Однако продать спортивную обувь Филу Найту оказалось удивительно легко, потому что он думал, что бег имеет значение, и обувь, которую он продает, лучше всего подходит для этой цели. С тех пор как была продана первая партия кроссовок, он смог удваивать продажи ежегодно.

Многие истории об успешных предпринимателях подчеркивают их абсолютную приверженность и готовность пойти на значительный риск - например, переехать в другую квартиру или бросить многообещающую работу. Однако степень «жертвы» предпринимателя не коррелирует с его последующим успехом. Наоборот, важно диверсифицировать риски - постоянная работа может обеспечить финансовую подушку, в которой нуждается предприниматель, и позволит вам дольше оставаться на плаву. Не нужно жертвовать всем ради успеха.

Фил Найт не оставил свою обычную работу после основания Blue Ribbon Sports. Он продолжал работать в качестве одитора и продавал кроссовки на выходных. Когда продажи значительно выросли, он устроился профессором бухгалтерского учета, чтобы иметь больше времени для ведения бизнеса. Наконец, он ушел только тогда, когда в компании было 40 человек.

Несмотря на то, что конкуренция полезна во многих случаях, невозможно создать отличную компанию, если вы просто думаете о том, как обогнать конкурентов. Искусство спорта - это искусство не замечать противников и концентрироваться на собственном результате, искусство забывать о границах.

На Олимпийских играх в Мехико Adidas и Puma (основанные двумя братьями) были настолько одержимы конкуренцией, что в итоге они только ранили друг друга и искусственно увеличили цены на рекламные бюджеты. В своей книге Фил Найт неоднократно упоминает конкурентов (Adidas был абсолютным лидером рынка спортивной одежды и обуви в то время), но подчеркивает, что он никогда не страдал от одержимости обгонять их.

Для начинающих предпринимателей часто характерно стремление контролировать все - многие видят в этом причину успеха таких компаний, как Apple. В начинающей компании с небольшим количеством сотрудников основателю легко быть в курсе событий и принимать все решения индивидуально. Некоторым удается значительно расширить компанию, сохраняя при этом жесткую центральную систему управления. Несмотря на некоторые преимущества (например, снижение риска мошенничества со стороны руководства, накопление специальных знаний в центре), этот метод управления делает компанию чрезвычайно зависимой от личности лидера, его навыков и талантов.

Обратный подход - предоставление сотрудникам полной свободы действий и только определение общего направления - показывает их потенциал и позволяет компании быстрее реагировать на изменения рынка и расти.

В то же время генеральный директор остается чрезвычайно важной персоной - во времена кризиса он отвечает за улучшение морального состояния компании. В этот момент он должен быть рядом с сотрудниками и заразить их своим энтузиазмом.

С самого начала Фил Найт демонстрировал довольно уникальный стиль лидерства, который подразумевал минимальный контроль с его стороны. Генеральный директор молодой компании просто игнорировал письма своего единственного сотрудника и время от времени повышал свой план продаж. Фил Найт редко хвалил и подбадривал своих коллег (его самая лестная похвала была «неплохо»). В то же время основатель NIKE осознавал недостатки своего стиля руководства - он хотел быть более практичным, более структурированным, уделять больше внимания сотрудникам, но со временем Фил Найт пришел к выводу, что его стиль руководства позволял сотрудникам проявлять независимость и раскрыть их творческий и управленческий потенциал. Фил Найт только вмешивался в действительно трудные моменты, когда компания была на грани краха, и все сдавались. Фил Найт пережил необычный подъем и смог вдохновить и успокоить команду вдохновляющими речами.

Наши собственные идеи часто кажутся нам лучше, чем они есть на самом деле. Поэтому важно, чтобы сотрудники обсуждали это с коллегами и имели смелость отказаться от своей идеи, когда большинство считает ее бесполезной.

В 1971 году Blue Ribbon Sports начала развивать собственный бренд. Все сотрудники компании предложили свои идеи для названия, и один из них мечтал о названии в честь греческой богини победы Нике (произносится NI-KI). Поначалу Филу Найту не нравилось имя, он настаивал на своей идее - «Шестом измерении», но под давлением своих коллег он сдался. Знаменитый логотип NIKE (у него есть название Swoosh) был разработан студенческим художником всего за 35 долларов и первоначально казался временным вариантом, но не блестящим творческим решением, которое было бы узнаваемо во всем мире.

Страх совершить ошибку парализует спортсмена - он просто начинает думать о том, как его избежать и перестает фокусироваться на цели. Ошибки не надо бояться - наоборот, вы должны попытаться совершить ошибку как можно скорее. С одной стороны, этот подход развивает терпимость к экспериментам и неизбежным ошибкам в этом процессе, а с другой - позволяет компании двигаться быстрее, не тратя время на расчет самых безопасных путей.

На выставке в Чикаго в 1972 году NIKE готовилось официально представить свой новый бренд. После того, как Фил Найт и его команда распаковали коробки, они обнаружили обувь ужасного качества, которую, очевидно, нельзя было представить торговым агентам. Команда собиралась отменить презентацию бренда, но Фил Найт убедил своих коллег постараться продать этот лот как можно лучше. В случае успеха будет намного проще продавать партии лучшего качества. В результате реселлерам понравился логотип и торговая марка, они поверили, что качество улучшится, и разместили первые заказы на поставки NIKE.

Супруг должен полностью разделить интересы, быть готовым к жертвам и прикрыть «семейный тыл» в отсутствие второй половины. Чувство вины перед членами семьи - важный компаньон предпринимателя, поэтому особенно важно чувствовать поддержку партнера.

Фил Найт встретил свою жену Пенелопу в университете Портленда, где он был профессором, а она была студенткой. Фил Найт пригласил талантливого студента для работы в Blue Ribbon Sports. Пара поженилась через год. Пенелопа и Фил Найт были женаты в течение 50 лет, пережив финансовые трудности вместе, их внезапное богатство (176 миллионов долларов) и внезапную смерть их сына Мэтью (он умер, ныряя в 2004 году).

Продолжение здесь