Вот мы и добрались до третьей части «Итальянской главы» мемуаров Федора Дунаевского, в которой автор в нескольких зарисовках суммирует свои впечатления об Италии, о том, что Республика состоит из нескольких враждующих государств, о том, что выборы там ничего не решают. Напомним, в 90-х Федор прочно осел на несколько лет в городе Римини, занимаясь организацией авиаперевозок и гостиничным бизнесом. Оттуда его цепкий взгляд фиксировал интересные явления итальянской жизни.
Ностальгическое
Вот сейчас я езжу в Италию. Но мне там просто скучно, хотя у меня и куча друзей, мое пребывание там как-то бессмысленно. Хотя Италия остается частью моей жизни, и я езжу туда уже больше 20 лет. Сын работает и учится в Риме, в Римини остались хорошие знакомые и друзья.
Например, производители вина провинции Эмилия-Романья попросили меня быть их представителем в Москве. И я занимаюсь продвижением их вина, их бренда «Санджовезе» на российском рынке. Это вино, которое придумали Федерико Феллини и Тонино Гуэрра. С последним я дружил и много общался в свое время. Тонино Гуэрра преподавал у нас во ВГИКе, вел мастер-классы. Я также дружен с его женой Лорой. Они жили в городке Пенабилли недалеко от Римини. Как-то мне понадобилась юридическая помощь, а у Лоры и Тонино были очень хорошие связи и знакомства в любой области. Это люди, которые стоят над всеми схватками, и над государственниками, и над мафией. Они вне этого, потому через них можно было найти любые нужные связи и знакомства. Они приглашали меня на фестиваль в Сан-Марино. Тонино тогда преподавал там в консерватории.
Сан-Марино — это уникальное государство, где нет никакого университета, нет железной дороги и аэропорта. К ним все приезжают на автомобилях или на автобусе из Римини, до которого 24 км. На вокзале Римини можно сесть на автобус до Сан-Марино и через полчаса туда доехать. Там есть сельскохозяйственная академия и музыкальная консерватория, в которой и преподавал Тонино Гуэрра, где читал свои лекции по истории кино и по истории искусства.
Говоря о религии, нельзя не упомянуть футбол. Любой итальянский мужчина примерно 12 часов в неделю смотрит футбол. И это тоже некоторый факт, с которым приходится мириться. И только папа, брат, а чаще несколько братьев — это та компания, с которой можно выпить винца и просмотреть, как играют «Интер» и «Ювентус». А играют они практически каждый день
Кукольное
Еще меня приглашали на театральный фестиваль в Сантарканджело-ди-Романья, детище самого Феллини. Театральный фестиваль для Италии — это не просто азы и базовые вещи. Все эти Коломбины, Буратини и Пьеро — это живая история Италии, рассказанная и показанная куклами. Истоки фестиваля театральных уличных спектаклей идут еще из 60-х годов прошлого века. Если бы я сейчас вернулся жить в Римини с каким-либо проектом, то первое, что бы я сделал — возродил этот фестиваль, потому, что это одна из основ итальянской культуры, которая, к примеру, явилась питательной почвой для таланта Феллини. Что и было показано им в фильме «Ночи Кабирии». Джульетта Мазина — клоунесса, которая играет совсем не то и не так, как другие персонажи фильма, потому что она героиня кукольного театра. Но для того, чтобы это все понять, нужно знать истоки театральной культуры Италии.
У меня один раз в Римини грузчики пришли, одетые с иголочки. Два милейших старикана: одному было лет 75, маленький и крепенький, а второму лет под 80. Они были в шелковых шейных платках. Это не что-то там запредельное, просто парни пришли подработать грузчиками. Естественно, работали они часов 10, а самолет ждал, когда мы все загрузим…
Так вот, истоки эти — в шейном шелковом платке грузчика, определенного цвета, соответствующего его клану — его фамилии. В рисунке, который передается из поколения в поколение в виде кружев. Когда отдают девушку замуж, то в ее приданом есть сплетенные всеми женщинами семьи кружева. И по кружевам те, кто умеет их читать, сразу понимают, что, к примеру, Монтекки и Капулетти близкие родственники, двоюродные братья, потому что части плетений совпадают. И что в реальности они вовсе не враждовали, а был у них общий бизнес, например, ипподром, куда они приглашали своих партнеров для совершения сделок. А в Италии бизнес — это не просто деньги, а целая система взаимных услуг и уступок, хитрых договоренностей. Это философия, это, наконец, modo di vivere!
Монтекки и Капулетти на самом деле двоюродные братья. В реальности они вовсе не враждовали, а был у них общий бизнес, например, ипподром, куда они приглашали своих партнеров для совершения сделок. А Джульетта Мазина — это клоунесса, которая играет совсем не так, как другие персонажи фильма «Ночи Кабирии», потому что она героиня кукольного театра. Чтобы это все понять, нужно знать истоки культуры Италии
Религиозное
Есть такая песня «Итальяно Веро», где парень поет о том, что для него счастье, а это — стакан хорошего вина, лепешка и новые носки в верхнем ящике комода. Казалось бы, все просто, но это не совсем так. Вино должно быть произведено в определенной провинции, хлеб сделан из муки определенного сорта, а масло на хлеб — из молока красных тосканских коров. И эти моменты являются практически религией для любого итальянца.
Говоря о религии, нельзя не упомянуть футбол. Футбол и итальянцы совсем не то, что футбол и немцы или какие-нибудь португальцы с голландцами. Тут тоже есть некоторые нюансы. Любой итальянский мужчина примерно 12 часов в неделю смотрит футбол. И это тоже некоторый факт, с которым приходится мириться. И только папа, брат, а чаще несколько братьев — это та компания, с которой можно выпить винца и просмотреть, как играют «Интер» и «Ювентус». А играют они практически каждый день.
Хипстерское
Если ты хипстер в Москве, ты ничего не знаешь. И тебе кажется, что Италия прекрасна, там есть хорошие ботинки «Чезаро Пачотти», славное вино, пицца и прозрачный упоительный воздух Тосканы.
На самом деле, Италия — кастовая страна: крестьяне, горожане, которые живут бок о бок с государствами в государстве, из которых она скроена. Одно из них — со своими солдатами, генералами, со своей культурой и традициями, кодексами чести и уважением — это мафия. Она является неотъемлемой частью государственной власти с самых что ни на есть стародавних времен. В каждом регионе есть своя, которая распадается на более мелкие кланы и семьи. Между ними идет постоянная война, часто и много гибнут люди, кто-то попадает в тюрьму. То, что мы видели в сериале «Спрут» или «Честь и уважение», — это не какие-то выдуманные истории, это все происходит и сейчас. К тому же существует еще одно гигантское государство в государстве. Это Римская католическая церковь, Ватикан, с собственной разведкой, своей армией. Когда я приехал жить в Италию, Ватикану принадлежало 40% земельных угодий страны. Сейчас, конечно, все сильно изменилось, и теперь церковникам принадлежит около 20% земли в Италии. Третья структура — это юристы и законники, судьи и политики, государственники. Те, кто официально стоит за целостность итальянского государства. И вот между этими тремя структурами ведется непримиримая борьба, война с многочисленными жертвами со всех сторон, временные победы то у тех, то у этих. Объектом являются любые материальные ценности, доступ к ресурсам. Это может быть что угодно, все, что имеет ценность. Все, что можно купить и продать: железные дороги, автодороги, футбольные команды, недвижимость и так далее. И четвертая власть — «вольные каменщики», члены масонской ложи, к которым принадлежат многие аристократы, политики, богатые люди. Масоны в Италии контролируют всю интеллектуальную собственность.
Избирательное
Меня прямо подмывает высказаться на тему выборов. Почему-то принято в «некой» среде считать, что их исключительно в России посещают сплошь карусельщики и училки. Так вот и нет. Итальянские демократические выборы — это тоже почти всегда фейк. Есть страны, в которых традиционно принято фальсифицировать не только результаты выборов, но и сам процесс. В Италии есть как минимум четыре государства в государстве, живущих каждое по своим правилам и по своим законам. Они не просто не подчиняются законам Республики, а напрочь игнорируют сам факт ее существования. Итак, страна оливок и сушеных томатов делится на Север-Юг, «сапог» материка и острова (Сицилию, Сардинию), «Мафию» и «Судей», Святую Католическую церковь, управляемую вручную из Ватикана… Помимо этого есть консорциум отельеров, которые клали на государство, но единый налог платят, и консорциум крестьян-производителей, которые ничего никому не платят. Из всех этих государств в государстве Республику признают только «Судьи» и крестьяне, которые, в свою очередь, делятся на фашистов и коммунистов. От того, пойдут эти две категории населения на выборы или не пойдут, не изменится вообще ничего никогда. Что и требовалось доказать. Status quo. Как сказал персонаж одного из итальянских сериалов: «Римом нельзя управлять, Рим можно только контролировать». Это в полной мере можно отнести и ко всей Итальянской Республике.
Строительное
Вот один из прекрасных примеров. Сицилийский мост. Как гласит Википедия: «Мост через Мессинский пролив (итал. Ponte sullo Stretto di Messina) — давно запланированный нереализованный проект по строительству моста, который будет соединять Сицилию с Апеннинским полуостровом». История строительства этого эпохального сооружения, соединяющего остров с материком, началась в 1946 году. Точнее, существует легенда о том, что еще при римлянах были удачные попытки строительства понтонных переправ, но эти легенды ничем не подтверждены, и оставим их историкам. Ну, а после окончания Второй мировой войны американские оккупационные войска рьяно занялись восстановлением разрушенной войной и режимом Муссолини экономики Италии. Опустим тот факт, что за годы правления дуче дорог и промышленных предприятий было построено больше, чем за все годы до его правления и за все годы после вместе взятые. Мост американцам построить не удалось. Потом были робкие попытки в 60-е годы, которые закончились тем, что строить начали, но деньги куда-то исчезли, и все бросили. В 2006 году последний подход к созданию «проекта века» сделало правительство Романо Проди, но деньги удивительным образом опять испарились. Строительство было заморожено. Сменивший Романо Проди на посту премьера Сильвио Берлускони разморозил проект в 2009 году, и финансирование было продолжено в полном объеме. Общая стоимость моста оценивалась примерно в 6,1 млрд евро. Если бы да кабы мост был построен, то он стал бы самым длинным висячим мостом в мире. По проекту длина моста должна составить 3300 м.
Проект и ныне там. Денег на его строительство почему-то нет. Работы не ведутся. И как же попасть с материка «на древний остров вулканического происхождения»? Как преодолеть жалкие 5 км Мессинского пролива? Та-да-мм! Это паром. Паром на Сицилию для туристов и путешественников становится «пусть и короткой, но захватывающей поездкой по Средиземному морю». Очень заманчиво. Особенно с учетом того, что рейсы эти прекрасные совершаются несколькими частными компаниями (естественно, сицилийская мафия в доле) и немножко государственными. Зачем им мост???
продолжение следует