Найти тему
Урал на войне

Загадка U-2

Начало

Ранним утром 1 мая 1960 года U-2 пересёк советскую границу возле города Термез. О том, что это произойдёт, силы ПВО были за некоторое время предупреждены Комитетом госбезопасности. То ли у погранвойск были собственные мощные локаторы, то ли разведка вела наблюдение непосредственно за аэродромом в Пакистане.

Самолёт прошёл космодром Тюратам (и зенитно-ракетные комплексы вокруг него), затем Троицк на Южном Урале. К вящему огорчению челябинских ракетчиков, U-2 пролетел на север посередине между Челябинском и Миассом. После чего U-2 Пауэрса шёл по прямой так, что в поле обзора его фотокамер попадали Кыштым, Челябинск-40 (Озерск), Касли, Челябинск-70 (Снежинск). Далее курс точно вёл на Свердловск.

Над Южным Уралом самолёт прошёл через зоны действия еще трёх – трёх! – зенитно-ракетных комплексов. Но всё происходило, как в известном анекдоте: «три шара мы потеряли, а еще два делись куда-то». Оборудование одного комплекса оказалось парализовано поломкой. А личный состав двух дивизионов уехал принимать поступившее для них новое оборудование.

Самолёт достиг Вишневогорска и… И дальнейшая судьба его не очень понятна. Ну, за исключением того, что он был сбит.

Трасса полета U-2 за Вишневогорском по разным версиям
Трасса полета U-2 за Вишневогорском по разным версиям

Конечно, есть энное количество рассказов и воспоминаний. Есть официальные документы. Загвоздка в том, что они сильно противоречат друг другу.

О событиях 1 мая докладывал Главнокомандующему войсками ПВО страны маршалу Бирюзову командующий 4-й отдельной (Уральской) армией ПВО генерал-лейтенант Коршунов. Одновременно из Москвы в Свердловск была направлена разбираться целая межведомственная комиссия, в которую входил заместитель Бирюзова по научно-технической работе генерал-майор Кулешов. Он тоже составил рапорт в Москву.

Оба генерала описывают следующие события: когда U-2 находился над Вишневогорском, по нему произвёл ракетный пуск один из дивизионов 37-й зрбр под командованием подполковника Новикова. Но чуть ли не в момент старта ракеты U-2 начал крутой маневр вправо, так что вообще не вошёл в зону поражения этого дивизиона, ракете не хватило дальности действия. Затем U-2 пошёл по плавной дуге влево и в конце концов пошёл севернее Сибирского тракта параллельно ему на Свердловск. Там U-2 и прикончили.

Но, если вчитаться, рассказы генералов отличаются в существенных деталях. Коршунов указывает, что пуск был произведён в 08:41 с расстояния 36 км. Кулешов: в 08:46, на дальности 50 км. По его версии, Пауэрс повернул вправо на 600. У Коршунова же U-2 выписал какую-то замысловатую загогулину: вначале лёг на обратный южный курс, но тут же повернул под прямым углом налево.

А ведь оба генерала имели полный доступ к одной и той же служебной документации – рапортам и записям офицеров ракетных дивизионов, штабов бригад, армии. Все эти записи делались не когда-то и по памяти, а непосредственно в момент событий, подробно и точно.

Каждый генерал приложил к своему донесению иллюстрирующую это донесение карту полёта U-2 по данным локатора. Может быть, у ПВО было несколько локаторов, данные с которых различались – вот и получились разные трассы полёта? Локаторов и вправду было несколько. Вот только Кулешов расстарался на своей карте изобразить и трассу полёта по данным локатора радиотехнического дивизиона 57-й бригады, и трассу по данным средств разведки целей зенитно-ракетных дивизионов. Они различаются, но не сильно. Ни одна трасса на карте Кулешова не совпадает с трассой на карте Коршунова.

Очень сильно похоже на ситуацию, когда два человека договорились, как будут врать, но не успели согласовать все детали.

Показания Пауэрса, которые он дал по возвращению в Штаты из СССР, вроде бы подтверждают генеральские доклады – но лишь «вроде бы». По словам летчика, на подлёте к Свердловску он сделал, как и было запланировано, поворот направо, летел около 4 минут (исходя из его скорости - примерно 50 км), затем левым поворотом должен был выйти на северо-западный курс так, чтобы пролететь над неким аэродромом южнее Свердловска (видимо, имеется в виду Арамиль, которая тогда была военно-воздушной базой), а затем над южными окраинами областного центра. То есть он даже близко не должен был приблизиться к Сибирскому тракту, не говоря уж о том, чтобы лететь севернее его.

Теперь предоставим слово Петру Старуну, который в то утро находился на командном пункте 37-й зрбр: «На планшете дальней воздушной обстановки был нанесён совсем другой маршрут». В своей статье, опубликованной несколько лет назад, он не обвиняет впрямую генералов в фальсификации. Он лишь иронизирует: дескать, теперь, когда генеральские отчёты преданы огласке, стало ясно, почему в мае 1960-го всю документацию из подразделений изъяли до последнего листка…

По описанию Старуна, U-2 от Вишневогорска шёл прямо на Свердловск. И поворачивать вправо начал, только уже выходя из зоны поражения дивизиона Новикова.

Есть и неодушевлённый свидетель: картина расположения обломков U-2 на местности. Они образовали полосу с юго-востока на северо-запад, проходящую через деревни Косулино и Поварня. Самые массивные детали самолёта упали на северо-западе.

Но тут надо оговориться: вовсе не надо думать, будто самолёт разрушился над этим пятном. В момент попадания ракеты он двигался со скоростью 200 м/с. Даже разделившись на обломки, он не потерял враз этой горизонтальной скорости.

С другой стороны, падение с высоты 20 км требует значительного времени. Тем более, что воздушное сопротивление препятствует разгону. Словом, земли обломки достигают минимум через десять минут.

Продолжение

Оглавление

#история Урала #u-2 #пво #холодная война #авиация