Найти тему

Почему правила важны в жизни ребенка

llen Taylor
llen Taylor

В жизни каждого человека есть правила, которые определяют наше поведение: безопасности, культуры общения, поведения в общественных местах, в семье, с друзьями и многие другие. Когда появляются в нашем жизни правила?

Конечно, знакомство с правилами происходит задолго до момента реального их выполнения – в дошкольном возрасте. Правила для детей начинаются с родителей, именно мама и папа потихоньку, день за днем, готовят ребенка к взрослой жизни. О том, как правильно это сделать и всегда ли нужны правила, расскажет эксперт Нина Ивлева – методист частного детского сада My Sadik.

Почему это имеет большое значение

В основном в жизни встречаются два типа родителей. Одни – сторонники авторитарной модели воспитания, поэтому устанавливают безоговорочные правила для каждой сферы жизни ребенка. Как играть, с кем гулять, какие книжки читать – все эти вопросы заранее озвучены родителем, и любое нарушение их ребенком, независимо от возраста, приводит к последствиям.

Другой тип мам и пап – это сторонники воспитания по типу «безграничной свободы ребенка». Они негативно относятся к правилам, потому что переживают, что личность ребенка будет травмирована.

Но рано или поздно каждый малыш начинает проверять границы дозволенного: что можно, а что нельзя. Капризы, слезы, агрессия – все идет в ход. И если хоть раз родитель поддастся, то ребенок будет знать, что таким образом можно добиваться и менять ситуацию в свою пользу.

При этом обозначение границ дозволенного для ребенка является важным условием для его полноценного и безопасного развития. А значит, проблема введения в жизнь дошкольника правил является особенно важной на сегодняшний день.

Какие правила должны быть для детей

Мы поделимся универсальными советами, которые помогут родителям, не травмируя эмоциональное благополучие ребенка, ввести основные правила в его жизнь.

  • Количество должно быть разумным. Иначе малыш потеряет желание действовать самостоятельно, теряясь в постоянных нововведениях.
  • Взрослым всегда необходимо согласовать решения между собой. Важно заранее определить, что можно, а что – нельзя, и какие «санкции» несут нарушения правил ребенком.
  • Дошкольнику нужно объяснить, для чего введены правила ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка. Но в целом объяснение должно быть предметным, простым в формулировке и иметь причинно-следственные связи. Важно действовать последовательно: сначала прокомментировать то, что случилось, а затем показать преимущество того, что ребенок будет выполнять правило.
Если ребенок сломал игрушку, то первое, что делают родители – это дают оценку ребенка, а не поступка. Например, «ты плохо сделал», «ты неуклюжий», «сколько раз говорить, что так нельзя» и т.д. Эти фразы носят эмоциональную оценку и характеризуют реакцию взрослого. Тогда как задача взрослого – обозначить проблему, показать структуру правила и предложить варианты того, что «мы можем вместе сделать сейчас».
  • Правила всегда должны соответствовать возрасту. К малышам 2–3 лет и ребятам из подготовительной группы садика применяются разные требования и правила развития. Ориентируйтесь на понимание ребенком ваших слов. Но в целом самый благоприятный период для закладки такого фундамента – возраст от 2 до 6 лет.
  • Объясните и «проиграйте» ситуации, поведение в которых может угрожать жизни и безопасности. Ребенок должен осознавать, что есть правила, нарушение которых может нанести вред здоровью. Сейчас есть много развивающих площадок, где дошкольник может попробовать себя в роли полицейского, пожарного и обыграть правила и собственные действия в экстренных ситуациях, на улице или в общении с посторонними. Такую работу в системе проводят в садиках. Уточните, есть ли такие игры с детьми в вашем дошкольном учреждении.
  • Правила могут быть гибкими. Оговорите ситуации-исключения, когда ребенок должен забыть о наложенных ограничениях. Например, не стоит громко кричать на улице просто так. Но если незнакомый человек вдруг берет за руку – это нужно делать обязательно. Формирование навыков безопасного поведения закладываются в детских садах с помощью проведения тематических занятий в системе.