Найти тему

"Крах нефтяного рынка": Что произошло с ценами на нефть и стоит ли паниковать? (нет)

Вчера утром во время торгов Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) произошло событие, погрузившее нефтянных аналитиков и экспертов всех сортов в глубокую паническую депрессию: впервые в истории цены на нефть марки WTI стали отрицательными.

Когда фьючерсы упали до критической отметки в минус 40$ за баррель интернет буквально взорвался: "катастрофические цены на нефть", "нефть, за которую еще и доплатят", "крах сланцевого рынка" - заголовков было множество. И при этом мало кто обьяснил, что в сущности произошло, а главное: чем это чревато для мирового рынка:?

Во первых, нужно понимать, что же это за "фьючерсы". Если вкратце: это договор о приобретении определённого товара в будущем по цене настоящего. В случае с нефтью это означает, что сегодня я куплю фьючерс за 10$, чтобы приобрести барель через полгода, и если к тому моменту цена на нефть вырастет до 30$ я окажусь в плюсе на 20$. Заключая подобный договор даже не обязательно оплачивать сразу полную сумму, достаточно лишь внести залог, гарантирующий оплату в будущем. Длительность фьючерсов бывает годовой, полугодовой, трехмесячной и месячной

Фьючерс на нефть - это стандартный срочный биржевой контракт купли-продажи, при заключении которого стороны (продавец и покупатель) договариваются только об уровне цены и сроке поставки. Остальные параметры и условия оговорены заранее в спецификации биржевого контракта. Стороны несут обязательства перед биржей вплоть до исполнения фьючерса.

И вот вчера на торгах фьючерсы нефть марки WTI достигли минусовой отметки. При чем только те, что расчитаны на май. А июньские фьючерсы на WTI в понедельник падали на максимуме на 18%, до $20,4 за баррель. В связи с этим подешевела и нефть марки Brent, что является эталонной для нашей отечественной Urals.

-2

Не смотря на то, что абсолютное большинство комментирующих увиденное обратилось к политике Саудовской Аравии и договору с ОПЕК+, искать в той стороне нечего - новое соглашение, заключенное между странами ОПЕК, еще не вступило в силу. И проблема здесь гораздо проще и обыденнее.

На рекордное падение WTI повлияло два фактора, при чём второй напрямую вытекает из первого:

  • Низкий спрос на нефть из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса
  • Отсутствие хранилищ под пиковое предложение нефти

Так как сам механзим фьючерсов подразумеваает, что в течении определённого времени (от месяца до года) нефть будет храниться в ожидании оговоренной даты. Но нефтехранилища в США уже работают на пределе. А уж если трейдер не успевает закрыть текущий контракт, то ему грозит физическая поставка нефти.

Чтобы избежать этой головной боли, финансовые трейдеры всеми силами пытаются продать свою нефть до конца торгов. Что мы и увидели в понедельник, ведь во вчера закрывались майские фьючерсы. При чём подобное резкое падение цен случалось всегда в момент исполнения контрактов. Но именно сейчас, во время пандемии, падение стало особенно масштабным.

-3

Что делать? Да, в сущности, ничего. Только ждать.

Падение спроса на нефть наблюдалось уже в начале января, когда Китай начал приостановку производства и постепенно закрывал границы. К апрелю ситуация лишь усугубилась. Страны ОПЕК давно были обеспокоены тем, что нефтехранилища заполняются и в обозримом будущем свободное место может закончиться. Первым не выдержали хранилища в Кушинге. Хоть и в Европе свободные хранилища ещё остаются, и они не выдержат долго. Остаётся надежда на новый договор стран ОПЕК+ даст фору в 2-3 месяца.

Важно понимать: по мере снятия карантинных мер спрос на нефть вновь вырастет. Первых ласточек можно ждать, думаю, уже к лету, как минимум со стороны КНР, которая первой ушла на карантин и первой же снимет все ограничения.

Это не крах нефтяной промышленности, даже не локальный апокалипсис. Ситуация на рынке тяжёлая, даже критическая, но вполне ожидаемая, а главное - поправимая. А СМИ на то и СМИ, чтобы спекулировать на уязвимых точках и выжимать из них максимум эмоций.