Самоизоляция — возможно, главный термин последних недель в условиях пандемии коронавируса. Вместо очередной подборки с тем, что стоит посмотреть и пересмотреть во время карантина, вспоминаем фильмы, посвященные изоляции во всех ее проявлениях, от личной до групповой:
1. Комната страха (реж. Дэвин Финчер, 2002)
Недооцененный триллер Дэвида Финчера о важности самоизоляции. Именно так спасаются мать и дочь, когда в их новый дом вторгаются трое грабителей. Они прячутся в закрытой комнате, из которой можно наблюдать за тем, что творится в доме. Проблема в том, что один из грабителей — внук предыдущего владельца, поэтому он прекрасно осведомлен обо всех тайниках и секретных ходах дома. Если героини не будут действовать, то безопасная комната окажется их могилой.
2. Клык (реж. Йоргос Лантимос, 2002)
Международный успех к Йоргосу Лантимосу пришел после «Клыка» — то ли абсурдной комедии, то ли серьезного размышления о тоталитаризме на примере одной семьи. Родители не разрешают детям — двум дочерям и сыну — выходить из дома, окруженного высоким забором, поэтому все представление об окружающем мире у них сформировано фильмами и словами родителей, которые намеренно все искажают и перевирают. Отец обещает детям, что они смогут покинуть дом, когда у них выпадет клык, причем сделать это можно будет только на машине.
3. Как я провел этим летом (реж. Алексей Попогребский, 2010)
Начальник полярной метеостанции Сергей и молодой стажер Павел провели на вахте долгих три месяца — перед долгожданным отъездом стажер получает сообщение о том, что жена и ребенок Сергея погибли из-за несчастного случая. Чтобы не расстраивать начальника и не срывать скорый отъезд, герой решает скрыть трагические новости, не подозревая, к чему это может привести. Попогребский снял один из главных отечественных фильмов прошлого десятилетия и смелое размышление о природе человеческой слабости в экстремальных условиях.
4. Гравитация (реж. Альфонсо Куарон, 2013)
Райан Стоун, из-за катастрофы остается одна в открытом космосе. Зрелище жуткое, зрительский экспириенс невероятный. Альфонсо Куарон, получивший «Оскар» за режиссуру, снял изумительной красоты и невероятного напряжения кино о силе воли (и космосе, как бездне), а Сандра Буллок в одиночку держит наше внимание. О «Гравитации» написаны сотни текстов еще со времен Венецианского фестиваля, где состоялась премьера фильма, настоящие космонавты сделали множество разборов картины (например, летчик-космонавт Александр Александров), а сам Куарон объяснил, что космос в его фильме — метафора горя и несчастья, своеобразной капсулы, в которой живет героиня после потери дочери.
5. Окно во двор (реж. Альфред Хичкок, 1954)
Фотограф в инвалидном кресле, лишенный возможности выйти из дома, начинает следить за окнами дома напротив и постепенно приходит к выводу, что там произошло преступление. Любое кино – вуайеризм, страсть подглядывать, просто Хичкок первым признался в этом так откровенно. В сегодняшней самоизоляции мы больше смотрим в окно браузера, чем во двор, но суть от этого не меняется – напротив, все только усугубилось.
6. Солярис (реж. Андрей Тарковский , 1972)
Психолог Крис прибывает на космическую станцию, висящую над мыслящим океаном планеты Солярис, чтобы разобраться, какая такая зараза заставила ее обитателей-ученых самоизолироваться и социально дистанцироваться едва ли не до одичания. Как ни странно, самый чувственный фильм Тарковского, которому понадобился космос для того, чтобы снять простую и понятную всем любовную драму (а также поразмышлять о человеческой природе, свойствах памяти и т. д.)
7. Большая жратва (реж. Марко Феррери, 1973)
Кино для тех, кто жалуется, что в самоизоляции стал слишком много есть. По сравнению с тем, сколько едят в этом фильме герои Марчелло Мастроянни, Мишеля Пикколи, Филиппа Нуаре и Уго Тоньяцци, вы просто сидите на диете. Историю о том, как четверо аристократов, заперлись в особняке, обжираются буквально до смерти (со всеми сопутствующими физиологическими подробностями), принято трактовать как одну из самых впечатляющих вариаций на тему «заката Европы» (недаром в фильме заняты знаковые европейские звезды эпохи). Но Феррери слишком чувственный режиссер, чтобы его картины можно было свести к умозрительным концепциям. Сквозь гротеск у него проступает столько печали, сколько нам и сегодня, пожалуй, не съесть.
8. Сияние (реж. Стэнли Кубрик, 1980)
Полезно пересмотреть всем, кто сегодня страдает от того, что собирался переделать, сидя дома, кучу дел, но ничего так и не начал. «Сплошная работа, никакого безделья, бедняга Джек не знает веселья», – выстукивает на печатной машинке писатель Джек Торренс (Джек Николсон), который нанялся смотрителем в отрезанный на зиму от мира отель в горах, собирался наконец-то сочинить что-нибудь выдающееся, но начал сходить с ума, пугая жену и сына. Автору романа-первоисточника Стивену Кингу картина не понравилась, что не помешало экранизации Кубрика стать классикой и занять почетное место в списке самых страшных фильмов в истории.
9. Куб (реж. Винченцо Натали, 1997)
Слоган фильма – «Изоляция, паника, ужас». Несколько человек просыпаются в сооружении, похожем на циклопический кубик Рубика, в котором каждый отсек соединен с шестью такими же. Отсеки отличаются только цветом и типом ловушек – в одних зашедшего жгут кислотой, в других прячутся разрезалки пополам и т. д. А вся конструкция регулярно приходит в движение. При всей своей кровавости «Куб» – идеальная, предельно упрощенная модель хоррора про изоляцию, стерильная умозрительная схема, кинематографический аналог сферического коня в вакууме. И именно поэтому фильм достоин занять место в палате жанровых мер и весов.
10. Мизери (реж. Роб Райнер, 1990)
В этой экранизации романа Стивена Кинга изоляция, конечно, такая, что не дай бог никому и никогда. Знаменитый писатель Пол Шелдон разбился на машине в снегопад и попал в лапы своей жаркой поклонницы Энни Вилкс. Энни, по счастью, медсестра и поначалу окружает Шелдона трогательной заботой. Тот в ответ разрешает ей прочитать свой новый, еще не опубликованный роман. Как говорила красотка Вивьен Уорд, «большая ошибка, гигантская». Энни выясняет, что Шелдон убил ее любимую героиню Мизери, и впадает в ярость. Отныне писатель — ее пленник, чья задача — переписать книгу так, как нравится Энни. Каан и Бэйтс выдают невероятно напряженную и душераздирающую игру, и после просмотра вы почувствуете: домашний диван, плед и кино не такая уж горькая судьба по сравнению с историей творца, которому безумная фанатка ломает ноги ради хеппи-энда в книжке. Но какой урок можно извлечь из этого? В любой грустной ситуации помните: есть те, кому гораздо хуже.
А какой ваш любимый фильм о самоизоляции?
Если понравилась статья не забудьте поставить палец вверх и подписаться на канал!
Берегите себя и не болейте!