С момента нападения объединенной Европы, во главе с нацистской Германией на Советский Союз, и по мере продвижения на Восток, непрерывно увеличивалось число так называемых «добровольных помощников». И здесь возникает дилемма: Желание выжить, это предательство, или нет?
Понятно, что львиную долю из них составляли те, кто совсем недавно стали гражданами СССР. Это прибалтийские народы и жители западных районов Белоруссии и Украины в 1939-1940 годах.
В разные годы войны число их менялось, но максимальная одновременная численность их составляла порядка 900 тыс. человек.
Немцы называли их ХИВИ (нем. Hilfswilliger, желающий помочь).
Разногласия в нацистской верхушке
Уже 25 августа 1941 года никак не согласовав свое решение с Гитлером, командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал фон Лееб, разрешил формировать охранные добровольческие батальоны из эстонцев, латышей и литовцев для замены подразделений Вермахта, которые перебрасывались на фронт. А к осени 1942 года и на других направлениях создавались подобные военизированные группы. В группе армий «Центр» - «служба порядка», в группе армий «Юг» - «вспомогательные охранные части». И такие подразделения составляли около 20% в каждой пехотной дивизии Вермахта.
Гитлер негативно отреагировал на неконтролируемый рост таких соединений, и 24 марта 1942 года запретил их дальнейшее формирование, с сохранением уже существующих частей на уровне батальона.
Здесь следует сделать одно отступление. Все завоеватели, которые приходили к нам, видимо плохо изучали географию. Иначе, чем объяснить тот факт, что они все не задумывались о том, как контролировать оккупированную громадную территорию?
Но, несмотря на отрицательное мнение, Гитлеру пришлось постоянно идти на уступки своим военным.
18 августа 1942 года выходит Директива ОКВ №46 «Руководящие указания по усилению борьбы с бандитизмом на Востоке», которая развязала руки командованию всех групп армий Вермахта. И они приступили к формированию полицейских соединений для борьбы с партизанским движением, тем самым высвободив большое количество немецких военнослужащих для отправки на фронт.
Карательные функции «добровольцев»
Первым общим документом о статусе бывших советских граждан был приказ №8000 от 1942 года выпущенный начальником Генштаба генерал-полковником Гальдером.
В нем были выделены категории граждан, в частности тюркские народы и казаки, прибалтийцы, украинцы и белорусы, которые были готовы служить нацистской Германии (это к вопросу о причинах военных и послевоенных депортаций народов).
Для местных, на оккупированных территориях, устанавливался статус добровольцев, желающих служить в полиции.
Также в этом приказе отражалось принудительное участие гражданских лиц для работ на оборонительных сооружениях.
С этого момента все военизированные подразделения участвовали в боевых действиях против партизан и карательных акциях против мирного населения.
В Прибалтике и на Украине началось крупномасштабное создание национальных легионов.
Это существенно облегчалось стремлением определенной части этих народов к своим целям, которые расходились с Советской идеологией и действительностью.
Однако это палка о двух концах. Увеличение таких сил создавало повышенную опасность для собственных войск, да еще и националисты в Прибалтике желали прогермански настроенных самостоятельных государств.
О том, что творили с местным населением в Белоруссии, на Украине, да и в самой Прибалтике, эти легионеры, достаточно известно!
А вот формирование литовской национальной армии не прошло. Немцы не пошли на такой шаг, пропагандистски указав, что литовцы недостойны такой «чести».
Следует отметить такой факт, что если латыши и эстонцы с воодушевлением включились в борьбу с большевизмом и провели массовую мобилизацию, то некоторые слои литовской интеллигенции повлияли на только частичную мобилизацию литовского народа с отказами некоторой части населения от мобилизации. К тому же влияние оказало, что некоторые литовские отряды направлялись немцами для борьбы с польскими партизанами.
Завершение войны
Все эти военные формирования упорно и ожесточенно сражались с Красной Армией, когда она обратной волной двигалась в направлении Германии.
После того, как были освобождены захваченные территории, часть подразделений ушла в подполье, в леса и еще несколько лет с ними разбирались органы НКВД.
Послесловие
В настоящее время освещение былых исторических событий стало «модным».
Но вот что интересно! Большинство таких исследователей относятся к журналистской и публицистической братии, а не к профессионалам историкам.
Их же труды, если и издаются, то мизерными тиражами на фоне дилетантской какофонии интернета и телевидения. И это я еще не беру зарубежных «исследователей».
И очень хорошо, что наконец то на государственном уровне заговорили о том, что искажение и фальсификация подвига Советского народа должно приравниваться к уголовному преступлению.
На этом все.
Источники: history.ric.mil.ru; history.wikireading.ru
Всем всех благ!