Российское кинопроизводство, прежде всего, беспечно. Киношники убеждены, что они бессмертны, вечно здоровы, им не страшен огонь, наводнение, сель, сорокаградусный мороз и летающие во время трюков автомобили. Обычно обеспечение безопасности на площадке заканчивается в первый съёмочный день подписью работника в тетради в клетку, мол, с правилами производственной безопасности ознакомлен.
Поскольку больше всего на свете киношники не любят озвучивать проблемы, я напишу по привычке без имён, фамилий и названий.
Несколько лет назад мы снимали сериал про пожарных. Вы удивитесь, но он про тушение пожаров. Мы несколько дней тусили с этими отважными ребятами в настоящей пожарной части, сжигали расселённый дом, дымили в бизнес-центре. Разумеется, ни один киношный объект нас не пустил к себе поджигать их непосильным трудом нажитое имущество, и горящую в кадре квартиру нам пришлось строить в павильоне московской киностудии, по заказу которой мы и снимали.
В большом павильоне, где мы к тому моменту отсняли нашу главную постройку - пожарную часть - и почти досняли квартиру главных героев, стоял объект-трансформер, где художники делали мелкие объекты на 1-2 сцены.
В тот день это была квартира художника. Который по сценарию варил белила, а его мать-инвалид, чтобы сын не поехал на выставку в Париж и не бросил её, подожгла квартиру, в которой хранились все выставочные картины. Мы сняли художника с белилами, снимаем финал, когда уже занялась огнём этажерка, а пожарные (каскадёры) вбегают на кухню через горящий коридор. Намазали клеем этажерку. Шестеро пиротехников стоят с огнетушителями. Первый дубль. Каскадёры пробежали хорошо, дым шёл отлично, а этажерка почти не занялась.
- Ну что, жахнем? - спросила я у режиссёра?
- Да, давай жахнем, - ответил мне режиссёр.
- Ребята, пиротехники, давайте жахнем, - сказала я в рацию.
- Сейчас жахнем, - ответили пиротехники.
Густо намазали клеем этажерку. Жахнули.
Огонь быстро пошёл наверх и перебежал по каким-то тряпкам, свисавшим с потолка павильона. Все 6 пиротехников сразу начали обстреливать пламя из огнетушителей. Абсолютно бесполезно. Сухая и якобы пропитанная от пожара декорация вспыхнула как терновый куст, но глас божий отказался говорить из него с Моисеем. Через 10 секунд пламя было высотой 6 метров. Один механик камеры схватил одну камеру, другой сразу убежал, и вторую камеру подхватила наш директор. Я, убедившись, что выбежали каскадёры, заорала всем в рацию: "На *** все, все на *** из декорации". Это видео успел заснять актёр, главный герой, который потом почему-то громко ржал, в сотый раз показывая это коллегам. Люди быстро выбежали, мы закрыли металлические двери в павильон, чтобы перекрыть воздух, но внутри осталось 3 больших баллона со сжиженным газом.
Я продолжала орать, чтобы все выходили из здания. Пробегая мимо кнопок пожарной сигнализации, мы с камерменом ткнули в 5 или 6, но ни одна не сработала. Пробегая мимо охранника на ресепшене, мы вдвоём крикнули, чтобы он вызывал пожарных и немедленно эвакуировал всех из здания.
На улице я по рации попросила все цеха пересчитаться. Все нашлись. Пожарные не ехали. Через 20 минут кроме нашей группы никто не вышел из огромного здания киностудии, а директор позвонила зам.главы МЧС по Москве. Попросила поторопить пожарные расчёты. Оказалось, этот мудила охранник подумал, что мы шутим, никого не вызвал и не начал эвакуацию. Через 3 минуты приехал первый расчёт, всего их приехало потом 8. Тушили часа 4. Газ, к счастью, не взорвался. Крыша, к несчастью, частично обвалилась.
Почти полностью выгорела отснятая декорация, каким-то чудом частично уцелела недоснятая. Чудо, но через 5 дней мы уже снова там снимали в гари и копоти, в респираторах и масках. Света и кабелей сгорело больше чем на миллион. Общий ущерб киностудия оценила в 13 миллионов. Страховая отсудила за несколько лет заседаний у нашего исполнительного продюсера 13 миллионов. Прошло уже 7 лет, но он до сих не оправился до конца.
Вечером того дня мы сильно напугали пожарных. Они бродили по залитому павильону и нашли обгоревший труп. Опять же чудо, но это всего лишь был каскадёрский манекен-дублёр.
Только у одной меня на площадке актрису сбивала машина, переворачивался транспорт с звукарями и админом (звукарю прорезало полчерепа, админу - пол-лица) и т.д. У каждого киношника полно таких историй. Так когда же мы всё-таки перестанем быть настолько беспечными?