Найти тему
Анна Жихарева

Религиозные верования народов Индии и их роль в индийском обществе

Из истории известно, что тысячелетняя культура Индии складывалась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. При этом религиозное становление Индии происходило в несколько этапов.

Основу религии Индии заложил ведизм – учение пришедших племен древних ариев. В их представлениях о мире обожествлялось все, что было вокруг: животные, растения, явления природы и даже камни. В целом, ничего особенного, ведь практически каждая религия прошла этап обожествления буквально всего. Однако особое место в религии ариев занимало жертвоприношение, в том числе, человеческое. Трудно это представить в нынешних реалиях, ведь в то время у людей были совсем иные ценности и убеждения. Остается надеяться, что жертвами становились не невинные люди.

Так же были сформированы некие канонические, священные тексты – Веды. Хочется заметить, что в основном они содержали в себе песни и формулы, направленные на жертвенность. Кроме того, первая часть полностью состояла из гимнов богам.

Что примечательно и довольно интересно, так это то, что у ариев был хорошо развит некий культ предков, при этом обожествление происходило реально существующих ранее людей, действительно заслуживших гордость и уважение среди народа. Таким образом, ведизм на данном этапе развития внес в культуру Индии некие образы «идеалов» поведения для следующих поколений.

По мере развития и усложнения структуры общества, изменялась и религия. Новой ступенью стал брахманизм.

Здесь интересно образование и толкование каст Древней Индии. Исходя из легенды, каждая каста образовалась из определенной части тела некого космического человека Пурушу. Начиная с уст и ушей, заканчивая ступнями и грязью под ними, формировался каждый слой общества. Логично, что наивысшей кастой (брахманы) являлись люди, произошедшие из ушей и уст Пурушу. Так, брахманы являлись проводниками между богами и людьми, обладая честью говорить с ними и слышать их. Кроме того, существовала особая каста «неприкасаемых», произошедших из грязи под ногами Пурушу. Этот слой оказался изгоем в обществе, ведь к ним даже нельзя было прикасаться, о чем говорила маленькая синяя звездочка, вырезанная у них на лбу при рождении.

Так зародилось расслоение общества Древней Индии, хоть и суровое кастовое разделение, абсолютно недемократичное и, порой, жестокое, но разделение.

Также образовалось еще одно религиозное направление – Джайнизм, но оно не имело много последователей, да и особой роли в культуре Древней Индии не сыграло. Намного значимее оказался индуизм.

Индуизм стал не просто религией, а целой философией, определяющей нормы поведения, дающей моральные устои и нравственные понятия, ценности. Он закрепился не как религия, а как образ жизни индусов. Хоть здесь и присутствует многое от брахманизма, здесь можно наблюдать некую демократию, снисхождение по отношению к низшим кастам. Сошел на нет аскетизм. Появилось огромное количество обрядов и праздников. Можно сказать, цели у людей стали более приземленные, да и жить они начали в свое удовольствие. Кроме того, индуизм оказался наиболее терпимым к другим верованиям, поэтому эта религия получила огромное количество приверженцев и прочно укрепила свои позиции в обществе.

Касаемо семьи и семейных ценностей, их дал народу шиваизм. Ведь Шива – примерный семьянин, а его жена и дети не последние фигуры. Их семья стала образцом даже не просто хорошей семьи, но и поведения каждого из членов.

Подводя итоги, религиозное становление Индии многогранно и противоречиво, включая в себя множество различных аспектов, как хороших, так и плохих. Религия Индии – своеобразна и ни с чем несравнима. Каждый этап внес что-то свое, будь то кастовая система или простые ценности, которые сохранились и до нашего времени.