Найти тему
#проПоходТВ

#директорВстудии

В гостях нашей виртуальной студии «Про поход ТВ» побывал директор замечательной школы №444 Павел Северинец. Павел большой друг «Лаборатории путешествий» и любитель походов. Он ходил в походы с учениками своей школы, которые обожают директора и готовы идти с ним и в дождь, и в снег, и в горы.

Это расшифровка передачи от 19 апреля. Посмотреть ТВ-версию можно на нашем канале по ссылке https://vk.com/video-69570029_456239223 Ведущие Кристина Жукова и Николай Савченко.

Про поход ТВ. Лаборатория путешествий
Про поход ТВ. Лаборатория путешествий

Николай: Павел Александрович, мы рады приветствовать вас в нашем прямом эфире!

Павел: Я тоже очень рад. Здравствуйте!

Кристина: Мы подготовили для вас вопросы. Все телезрители, затаив дыхание, стоят у экранов и ждут, когда вы на них ответите.

Николай: Я слышал, что у вас есть какой-то сюрприз для наших зрителей.

Павел: Да, сегодня мы решили подготовить небольшой сюрприз, это замечательная термокружка с эмблемой нашей школы три четвёрки. Получит её тот, кто задаст самый интересный вопрос.

Кристина: Коля, мне кажется, что мы с тобой получим кружку, мы подготовились к интервью, у нас много интересных вопросов.

Николай: Когда у нас в гостях был Матвей Дмитриевич, мы рассказали о том, как устроено учреждение допобразования в этот непростой период самоизоляции. Расскажите, пожалуйста, как устроена жизнь московской школы сейчас? Трудно ли было перестроиться на дистанционную работу, и чем вообще занимаются ребята? Чем занимаются ваши педагоги?

Павел: На самом деле период самоизоляции оказался большим вызовом для школы, но мы к нему готовились. Буквально год назад у нас в школе стартовала отдельная программа по повышению цифровой грамотности среди педагогов, и поэтому мы уже со многими программами, со многими ресурсами познакомились. Поэтому, с одной стороны вызов, с другой, мы немножечко к нему готовы.

В настоящее время в дошкольных группах и для учащихся 1-4х классов работают дежурные группы, куда ребята могут прийти физически, и процесс образовательный и воспитательный для них продолжается. Таких ребят не очень много, но они есть, поэтому они приходят и занимаются. С ними работают учителя и воспитатели. Но основная масса ребят, конечно, осталась дома, и учатся дистанционно, используя электронные ресурсы. Учителя ведут онлайн-уроки, используя современные программы, которые есть у нас у всех в наличии, и размещают различные задания в электронном журнале. Ребята, в таком достаточно свободном режиме, их выполняют, отсылают, учителя проверяют эти задания и постоянно находятся на связи.

Недавно прошли каникулы, и даже на каникулах были классные мероприятия, классные часы, виртуальные экскурсии, путешествия, беседы. Т.е., всё-равно, классная жизнь ни на минуту не замирает, и классный руководитель всегда на связи с ребятами. Это очень здорово!

А сейчас у нас впереди стартует новая неделя, новые задачи, новые задания. Будем продолжать учиться, будем продолжать общаться. Самое интересное, что совещания наши с педагогами тоже проходят при помощи видеоконференций. Времени тратим на подготовку меньше, а результат даже интересней, он такой, нестандартный, приходится потом склеивать все решения, которые были приняты и ещё раз к ним возвращаться. Поэтому, несмотря на сложные дни, мы интенсивно трудимся, работаем, и достаточно быстро перестроились на новый режим работы.

Кристина: А вы, как директор, расскажите, чем сейчас занимаетесь? Открыли для себя что-то новое, может быть?

Павел: Да, на самом деле, я для себя открыл, что сидя в пустой школе, где почти никого нет, здесь тоже может быть интересно. Я, помимо своей текущей работы, успеваю посмотреть фильмы, послушать оперу, даже пройти какие-то онлайн ресурсы образовательные. Поэтому здесь удаётся совмещать рабочий момент с самообразованием, саморазвитием. Конечно, я сейчас больше внимания уделяю организации учебного процесса, смотрю, как учителя организуют уроки, как проходят эти уроки. И самое главное, мы, несмотря ни на что, конечно планируем новые интересные проекты. И как мы начнём, наверное, уже будущий учебный год, в какие интересные авантюры снова впишемся.

Николай: Павел, я знаю, что у вас в школе есть своя видеостудия, где ребята учатся снимать видео и монтировать. А также ваши ребята активно занимаются туризмом. Сейчас, в период самоизоляции, эти кружки допобразования функционируют или нет?

Павел: Да, многие кружки тоже перешли в режим дистанционной работы, видеостудия работает. На самом деле у нас такое количество видеороликов в последнее время смонтировано. Потому что, каждую субботу у нас проходит виртуальный день открытых дверей по нашим предпрофессиональным классам. И каждый видеоролик готовится в студии, это большая работа дистанционно, когда все, и педагоги, и ребята, вместе пишут сценарий, делают ролик, и потом мы его в субботу показываем, и рассказываем, что у нас есть в школе.

Туристические клубы наши тоже работают, они, несмотря на дистанцию, встречаются, общаются, придумывают совместные программы. И продолжается участие в конкурсах. Недавно, один из наших турклубов выиграл какие-от места на Федеральном конкурсе «Отечество» по исследовательским работам во время путешествий. Путешествия, правда, были в прошлом году, описаны они были осенью, а сейчас подводят итоги. И наш турклуб тоже подводит итоги, занимает призовые места, поэтому работа идёт.

Николай: Я видел в инстаграме, что у вас в школе, то ли акция какая-то была, какие-то продуктовые корзины. Что это такое, можете поподробней рассказать, пожалуйста?

Павел: На самом деле была программа, соответствующая в Москве, она есть и сейчас, по поддержке многодетных социально незащищённых семей. Мы закупили продуктовые наборы, и не только наша школа, все образовательные организации города. Закупили продуктовые наборы, это две большие коробки, туда входят продукты первой необходимости долгого хранения, но которые можно использовать, чтобы поддержать семьи, у которых, может быть действительно, сейчас очень сложная ситуация. И детей много, и уровень дохода, к сожалению, не очень высокий. И все эти продуктовые наборы мы уже раздали, это была первая волна, теперь вторая волна впереди. Буквально вчера привезли, разгрузили, и скоро мы пригласим семьи для того, чтобы можно было их получить. Отдельно хочу сказать, что набор очень хороший для того, чтобы использовать его в походе. Все походники оценили набор продуктов, который там есть, они не скоропортящиеся и очень сбалансированные по калориям. Ну а теперь можно использовать их и дома.

Кристина: у нас есть вопрос телезрителя. Павел Александрович, поскольку передача про походы, у меня вопрос, который давно меня мучает: А расскажите про ваш самый первый поход? И почему туристическая тема вас так заинтересовала?

Павел: Вопрос очень хороший. Когда я учился в школе, это было много-много лет назад, к сожалению, ситуация в стране была очень тяжёлая, Советский Союз развалился, это было, как сейчас принято говорить, 90-е годы. И у нас в школе был очень хороший турклуб, интересный, они в начале 90-х ходили в походы, и в Молдавию, и на Кавказ, действительно были интересные направления. Но очень быстро туристская жизнь закончилась, потому что не было ни ресурсов, не было возможности обеспечить безопасность, и я не успел сходить ни в один поход, поэтому всё время мечтал об этом.

Но когда стал учителем, немножко стал чуть поспокойнее, жизнь стала боле стабильна и прогнозируема, и однажды нам предложили поучаствовать в программах «Лаборатории путешествий», мы съездили на Рубикон три раза, потом можно было подключиться к долгосрочным программам. И первым моим походом стал комбинированный поход в Карелию, вода плюс пеший поход, с собаками по карельским лесам. Было это давно, год может одиннадцатый-двенадцатый. Это действительно стало для меня настолько интересным делом, не только сам поход, не только действия, которые ты совершаешь, но и общение в походе. Поскольку, будучи руководителем класса, или будучи учителем, или будучи сопроводом, ты можешь поделиться опытом со своими однокашниками. Поэтому, это был долгий поход, вода-пешка, в Карелии, который позволил мне влюбиться в это дело, и теперь не могу остановиться.

Кристина: у нас в «Лаборатории путешествий» говорят, что вы уже как свой можете сами провести группу на Рубиконе.

Павел: Да, есть такая история, я уже сбился со счёта, сколько раз проходил Рубикон и в каких составах. И у меня каждый раз спрашивают – не скучно ли проходить? Рубикон сам по себе не меняется. Рубикон не меняется, но есть усложнения. Самое главное, что каждый раз абсолютно новая команда, с которой есть возможность взаимодействовать, учиться самому у команды, и помогать команде преодолевать эти испытания. Поэтому каждый раз по новому, каждый раз интереснее.

Николай: Павел, вы как директор школы часто общаетесь с детьми, часто с ними стараетесь контактировать. Как вы думаете, после того, как закончится самоизоляция, захотят дети в школу возвращаться или им понравится дистанционный режим, потому что они и в кружки также могут ходить, и учиться сидя дома.

Павел: На самом деле мы много на эту тему спорили, когда обсуждали перспективы образования. И сама ситуация не нова, мы тоже думали, что может быть дистанционные курсы для детей будут гораздо более результативней и интересней, чем очное общение. Но сейчас в социальных сетях, у меня есть профили во всех сетях, ребята, ученики нашей школы пишут, откройте школу, мы хотим прийти, мы соскучились, мы хотим увидеть учителей, мы хотим увидеть друг друга, мы хотим начать общаться не только в онлайне, но и в оффлайне. И в последнее время таких писем стало всё больше. Самое интересное, что после каждого похода у нас остаётся группа в вотсапе или ещё где-нибудь. И после осеннего нашего похода ДВП-2019, вчера группа проснулась и все резко, поздно вечером, начали общаться, потому что захотелось не только через компьютер, все пришли к выводу, давайте уже быстрей возвращаться в школу. Ведь не только и не столько учёба, а это общение. И общение должно дарить радость, быть живым, реальным.

Я на эту тему много думал. Можно, конечно, влюбиться в некий виртуальный образ, который есть в сети, но действительно испытывать искренние чувства можно к другому живому человеку. Его можно любить, можно ненавидеть, можно обожать, им можно восхищаться, но только взаимодействие с живыми, реальными людьми, это то общение, которого нам не хватает, и то, ради чего мы ходим в походы. Для того, чтобы вечерком у костра посидеть, и поговорить о том, как нам вместе интересно, весело и хорошо.

Кристина: В чём, по-вашему, успех идеальной школы, успешной школы? Какая она, эта идеальная, успешная школа?

Павел: Идеально-успешная школа, это, на мой взгляд, где есть сообщество ребят и учителей, и между ними выстроено очень хорошее, успешное, насыщенное, творческое взаимодействие, где каждый учится друг у друга. Взрослые учатся у ребят, а ребята учатся у взрослых.

Чему учатся взрослые у ребят? Современным технологиям, современному образу мыслей, современным действиям. Чему учатся ребята у учителей? Получают базовые, фундаментальные знания. Конечно, прикасаются к опыту всех этих людей, потому что у каждого учителя есть богатый жизненный опыт, и это очень здорово, что с учителем можно взаимодействовать. И конечно, учатся управлять своим временем, организовывать свою работу, выстраивать её, и т.д. И школа должна учитывать интересы ребят. Чтобы ребята не то, что приходили и сидели на уроке от одного звонка до другого звонка. А школа всё-таки старается учитывать интересы ребят, не только в учебной деятельности, не только на уроках, но и вообще в организации.

И мне кажется, что в последнее время у нас стало это получаться чуть-чуть лучше. За счёт кружков дополнительного образования, за счёт походов. За счёт того, мой самый любимый пример, когда появилась потребность в создании ансамбля, есть гитаристы, есть басисты, есть ударники. И они хотели встретиться, и они встретились, организовали свой небольшой маленький ансамбль, который регулярно тренировался, пока была возможность. Сейчас они пытаются вместе взаимодействовать, но вот такой запрос нам удалось реализовать. И это очень здорово! Ребята не ходят и не думают, где бы им после уроков встретиться, чтобы порепетировать. Они точно знают, что они точно позанимались на уроках, пришли на репетицию, у них всё получилось, настроение хорошее, и они с радостью идут в школу.

Николай: нам поступил вопрос от зрителей, и видимо это ученики вашей школы. Павел Александрович, как вам удаётся делать уроки истории и обществознания такими интересными?

Павел: На самом деле, я не смотря ни на что, стараюсь преподавать, сейчас у меня уроки в восьмом классе и в десятом медицинском проходят. И я те задания, которые высылаю, стараюсь разнообразить, делать чуть более нестандартными. У меня есть несколько правил, они давно сформировались. Первое, всё, что тебя беспокоит, что тебя волнует из внешней жизни, ты оставляешь за дверьми кабинета. Зашёл в кабинет и у тебя урок. Этот урок должен быть интенсивным, полезным, ярким, творческим. Поэтому на уроке я только об уроке и о том, что интересует ребят, что я должен с ними обсудить.

А второе то, что урок, это маленькое представление, маленькое шоу, действие, которое должно быть насыщенным, интересным, ярким и эмоционально окрашенным. Запоминается то, к чему ты испытал какую-то эмоцию. Радость, ужас, страх. Но чаще всего мы работаем с позитивными эмоциями. И, как минимум, задать вопрос, зачем нам это надо, зачем мы пришли сегодня в этот кабинет. Вот это, наверное, основное.

Кристина: Следующий вопрос от зрителей. Павел Александрович, были ли у детей настолько интересные, глубокие мысли, что вы их запомнили навсегда?

Павел: Каждый поход абсолютно уникальный, и каждый раз, несмотря на то, что некоторые ребята ходили в поход не в первый раз, я удивляюсь, насколько интересные, глубокие мысли у наших учеников, да и вообще у ребят. Мы их оцениваем, я сейчас говорю о взрослых, и конкретно про учителей, которые реально их просто недооценивают. Считают, это просто дети, подростки. Что они знают, что они могут, что они умеют? На самом деле, в каждом походе, вечером у костра, пока идёшь, пока гребёшь на катамаране, есть возможность пообщаться. И каждый раз удивляешься очень интересным мыслям. Мыслям и о жизни, и о том, что ребят волнует, о том, что сейчас популярно, что интересно, что беспокоит, об учёбе.

Об учёбе вообще и об учёбе в школе. Я каждый раз столько выношу информации для себя, что работает у нас в школе, что не работает, что мешает, что надо поправить. Для меня в прошлом году важно было, что возвращаясь из зимней Карелии, весь путь, из базового лагеря до железнодорожной станции, мы с ребятами обсуждали, как мы запустим IT-класс в нашей школе, что надо изменить. И, уже вернувшись, много удалось реализовать и сделать. И ребята, уже студенты-первокурсники, приходили помогали нашим IT-шникам, десятым классам, провести мероприятия, поделиться опытом. Поэтому, в каждом походе каждый из участников меня удивляет. Поэтому спасибо каждому участнику нашего похода, с ними очень интересно общаться, и очень многое заставляет задуматься.

Кристина: Не каждый директор проснётся рано-рано утром, чтобы сходить с детьми… Куда вы ходили, расскажите? На скалу, на гору?

Павел: Я в краснодарский поход три раза ходил, и два из них, это «Директор в поход», и каждый раз появляется какая-то классная идея. И первый раз, когда я был на программе «Управление временем», мы рано утром встречали рассвет на горе Кизинчи. Это настолько было потрясающе, настолько прекрасен момент выхода солнца из-за горизонта, и эти солнечные лучи, которые окрашивают всю местность. Это было так незабываемо, что в походе «Директор в поход – 2019» мы повторили этот трюк. На самом деле, вечером было интересно обсуждать, кто же готов пойти, встать утром, не смотря на долгий, тяжёлый переход, и забраться на скалу Кизинчи, хоть она и не очень высокая, но конечно, она очень завораживает. Не вся команда собралась, я сказал, что если один желающий будет, я встану, пойду туда, потому что это незабываемо. В общем, желающих набралось больше, чем один. И мы вместе забрались туда, рано-рано утром встав, и ни минуты не пожалели, что мы увидели эту красоту. Я снова пережил эти ощущения, впечатления, вдохновение. И мы вместе фотографировались. Эти фотографии являются подтверждением, что надо совершать грандиозные поступки, и чуть-чуть жертвовать своим комфортом ради интересных, ярких моментов жизни.

Николай: У нас есть ещё вопрос от зрителей. Павел Александрович, вы друг «Лаборатории путешествий», и уже бывалый путешественник. В связи с этим у меня есть два вопроса. Первый: есть ли проект «Лаборатории путешествий», от участия которого вы бы не отказались ни при каких форс-мажорах? И второй вопрос: что для вас наиболее важно, этап подготовки к путешествию, само путешествие, или некий момент послевкусия путешествия?

Павел: Действительно, я участвовал, наверное, во всех проектах «Лаборатории путешествий», ни от одного из них я бы никогда не отказался. Даже был такой необычный момент в моей жизни, я участвовал в заседании управляющего совета школы №444 как кандидат на должность директора, это была пятница вечер. Утром, в пятницу я проводил ребят на Рубикон, вечером приехал на заседание управляющего совета, был выбран директором школы№444, а утром я уже покорял Рубикон вместе со своими учениками. Поэтому, даже такие жизненные моменты почти не могут нас остановить в том, чтобы поучаствовать в проектах «Лаборатории путешествий», они все очень хорошие.

А в походах, во всей этой истории, для меня, наверное, самым важным является сам поход. Сейчас, к сожалению, у меня не всегда получается основательно подготовиться по разным причинам, в виду загруженности, в виду малого количества времени. Но сам поход, я полностью отдаюсь ему, тому, что происходит, и стараюсь на завершающем этапе обязательно найти время со всеми встретиться, поговорить. Но ни один поход не оставался без дальнейшего общения. И уже те ребята, которые школу закончили, и те ребята, которые сейчас учатся, заканчивают школу, мы со всеми остаёмся хорошими друзьями. И обязательно сохраняем наше общение, несмотря на то, что проходят годы, и некоторые, с кем мы ходили в походы в самом начале, они уже взрослые ребята, им по 25 лет, но наше общение продолжается, и это очень здорово.

Кристина: Павел Александрович, как уже много раз сегодня сказали, вы такой активный участник проектов «Лаборатории путешествий». Этой зимой вы ходили в «Директор в поход» (ДвП) – зима. Расскажите, пожалуйста, что больше всего запомнилось, понравилось, и какая разница между летними проектами и зимними.

Павел: Каждый проект уникальный, каждый ДвП уникальный, разный состав участников и коллег, с которыми ты параллельно идёшь, и это очень здорово. Я каждый раз радуюсь за своих коллег, которые оторвались от своих текущих дел, зимой, летом, весной, неважно когда. Выбрались в поход с ребятами, это очень круто. Но зимний поход, мне кажется, это чуть-чуть больший вызов, чем осенний. Чем больший вызов? Тем, что зима вообще ассоциируется с холодом, с большим количеством неудобств и сложностей. Некоторым трудно в хорошую погоду отправиться погулять с рюкзаком по небольшим возвышенностям, а уж зимой выгнать из дома вообще тяжело. Поэтому зимний поход отличается тем, что он чуть более доставляет дискомфорта и страха. На самом деле, в самом походе всё хорошо, учишься быстро засыпать, ставить палатку, быстро готовить продукты, ходить на лыжах, или управлять санями. Т.е., это всё очень-очень быстро происходит, некогда переживать. В прошлом году, когда мы участвовали в такой промо-акции, ещё это не был «Директор в поход», это была первая попытка, было гораздо холоднее. В этом году была очень хорошая, очень слаженная команда ребят, была очень приятная погода, у нас были замечательные инструктора. И при этом трасса была подготовлена лучше, и удалось пообщаться с ребятами, не только преодолевая, не только убегая от холода, делая всё очень быстро, но действительно пообщаться, поделать какие-то совместные дела. Хотя было нелегко, не все у нас уверенно стояли на лыжах, тем не менее, самое запоминающееся, самое яркое, это хорошее настроение. Нам удавалось смеяться, как над своими успехами, так и над своими неудачами, сложностями. И общее позитивное настроение чувствовалось весь поход. Это наша коллективная, общая заслуга, взрослых, ребят, инструкторов, директора, детей, наших замечательных собак, которые были с нами. Это было очень-очень здорово!

Николай: У нас снова звонок в студию. Павел Александрович, вы человек с активной жизненной позицией, и занимаете большое количество позиций, ролей выполняете, вы и директор большой школы, и учитель, и глава семьи, активный путешественник, заядлый походник, и конечно не забываете делиться с нами в социальных сетях своей жизнью и достижениями. Откуда берётся ваше вдохновение, силы, и каков источник вашей энергии?

Павел: Какой хороший вопрос. У вас появились конкуренты, которые будут бороться за термокружку – три четверки. Мне часто задают вопрос, откуда хватает сил на всё, что происходит вокруг и на всё, в чём я стараюсь участвовать. Я с детства был непоседливым ребёнком. Каждый раз мама вспоминает, «Жалко, я выбросила твои дневники за начальную школу. Там не было ни одного дня, чтобы не было записано замечание». Просто замечания были на каждой странице красной ручкой, и они сейчас служили бы таким немым укором мне, как родителю, если вдруг ругаю своих маленьких детей.

На самом деле, это желание успеть поучаствовать во всём, в чём есть возможность. Надёжный тыл – семья, я не очень активно принимаю участие в хозяйственной части своего дома, всё конечно поддерживается, ничего не падает, всё надёжно, но можно, наверное, и активней что-то делать в жизни. Поэтому, мой тыл – это моя семья, где можно отдохнуть. Также в поездках с семьёй я отдыхаю всегда, потому что рабочая история требует много внимания, работа 24/7. И в походе есть возможность подумать. Помимо общения с ребятами, с инструкторами, с коллегами, у тебя всегда есть возможность идти один на один с собой, и думать над многими вещами. А наша прекрасная природа действительно позволяет отдохнуть и разгрузить голову.

Николай: У нас есть ещё один вопрос, от ученицы вашей школы. Какие качества вы считаете самыми важными для педагога, не обязательно для учителя, например, для инструктора или вожатого?

Павел: Самые важные качества, это во-первых – честность по отношению к себе и окружающим. Т.е., что-то беспокоит или наоборот, ты чему-то радуешься, ты честно говори, никогда не таи, не старайся приукрасить картинку. Второе – это внимательность к себе и окружающим, особенно к окружающим. Часто оказывается, что твоё внимание, твоя забота, нужны людям больше, чем тебе самому. Доброе слово, может быть плечо, может быть рука, вовремя подставленное и протянутая твоему коллеге, твоему товарищу по команде, это всегда очень важно. Ну и конечно не бояться трудностей и сложностей, которые встречаются на пути, ведь трудности нас только укрепляют, только делают нас сильнее, и их надо преодолевать. Это желание выйти из зоны комфорта, из привычной, тебе, обстановки, это тоже очень важное качество. Т.е., честность, внимательность, но она здесь сочетается с надёжностью, и желание выйти из зоны комфорта.

Кристина: Есть ещё вопрос от наших телезрителей. Есть ли у вас любимчики среди пушистых жителей вольера Карелии? Кто они и почему?

Павел: Каждый раз, когда приезжаешь, глаза разбегаются, думаешь «боже мой, какие они все замечательные и прекрасные, какие они все великолепные». И в Карелии я был четыре раза, два раза летом, два раза зимой, каждый раз мне кажется, что моё знакомство со всеми пушистыми нашими друзьями становится глубже и интересней. Но в этот раз, в зимнем походе я отвечал за Ладу, и мы с ней очень сдружились, несмотря на то, что я ещё тот хозяин, помощник для пушистых друзей наших. Но в этот раз зимний поход дал мне больше времени и возможности пообщаться с собаками. Мы больше времени проводили на санях, и соответственно больше времени проводили с собаками. Надо было запрягать, снимать-надевать шлейки, поэтому со всеми было очень интересно, но теперь мы большие друзья с Ладой.

Николай: Павел, у меня есть к вам вопрос. Когда я собирал какую-то информацию о вас, о школе, в интернете, я наткнулся на то, что школа№444 с углублённым изучением математики и физики, выпустила немало интересных людей. Среди окончивших вашу школу такие люди, как заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович, президент Олимпийского комитета России, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, член совета федерации Сергей Лисовский, и даже отец основателя Google Сергея Брин, Михаил Брин. Скажите, пожалуйста, как сейчас вы способствуете, чтобы из стен вашей школы выходили такие же люди?

Павел: Школа известна своими традициями, действительно самая известная в стране физико-математическая школа, это высокое звание мы поддерживаем и сохраняем сейчас, это важно для нас. Кроме этого, есть такая выстроенная модель воспитательной работы, и в неё входят и походы, школа всегда ходила в походы. Это очень здорово, что эта традиция вернулась, у ребят есть возможность проверить себя, испытать все эти сложности и трудности. Поэтому мы стараемся не только сохранять традиции, развивать, приумножать, но и, учитывая интересы ребят, наших выпускников, давать им путёвку в жизнь. Давать возможность им пробовать себя в школе даже ошибаться, если в этом есть такая необходимость и интерес. Чтобы таких ошибок в дальнейшей жизни было как можно меньше, и они реализовали свой потенциал, реализовали себя, и у них в жизни всё получилось. И я уверен, что из наших выпускников последних лет вырастут очень высокие специалисты в различных областях, не только в экономике, в политике, в бизнесе, в культуре. Мы гордимся каждым нашим выпускником, они все очень крутые. Передаю привет тем, кто смотрит сейчас эту трансляцию, будет пересматривать, вы реально, очень классные, все. Каждый раз восхищаюсь, и каждый раз удивляюсь на последнем звонке, на выпускном, какие они все молодцы.

Кристина: В одном из интервью изданию «Мел» вы сказали, что как только вас назначили директором школы№444, вы были довольно молоды и вас мало кто знал, поэтому вам было непросто завоевать уважение и авторитет среди своих коллег. Но вы с этим справились, как мы все видим. Поделитесь опытом, как вам удалось преодолеть эти испытания?

Павел: Что позволило преодолеть? Это работоспособность и интерес. Я могу честно сказать, что чтобы что-то требовать от других, я делаю это сам или стараюсь понять, как это работает, как это должно быть. Будучи учителем, я никогда не предъявлял требований к уровню коллег, не критиковал за уровень образования или успехов. Т.е., когда сам стал добиваться высоких результатов с детьми, тогда сам стал спрашивать. Когда я подготовил последний звонок выпускной, тогда стал с коллегами на эту тему разговаривать. Т.е., это твои собственные результаты. Когда ты сам покажешь результат, когда ты его добьёшься, тогда у тебя есть возможность его предъявить и разговаривать с коллегами на одном языке. А если результатов нет, то это простое балабольство. Если ты даёшь какие-то высокие оценки, надо внимательно оценить, какой твой вклад. Может за этим стоят какие-то другие люди, поэтому надо реально смотреть на вещи. Поэтому, пока был молод, был назначен, как только получил первые результаты работы, их можно было предъявить, тогда стало гораздо легче разговаривать.

Кристина: И напоследок скажите, что надо сделать, чтобы стать самым успешным, и самым счастливым человеком? Три ваших правила.

Павел: Во-первых, заниматься интересным делом. Во вторых, находить время отдохнуть от рутины, чтобы рутина тебя не поглощала. И в третьих, всегда сохранять оптимизм. В самых жутких, в самых трудных, в самых мерзких ситуациях, всегда сохранять оптимизм. Любимое дело, уходить от рутины, и сохранять оптимизм.

Кристина: Ещё есть вопрос от наших телезрителей. Кто любимый инструктор?

Павел: Я знаком с таким количеством инструкторов, что самым моим любимым инструктором является Матвей Дмитриевич Шпаро! На самом деле спасибо всем сотрудникам «Лаборатории путешествий», вы все крутые, мы с вами ещё встретимся.