Сегодня, в апреле-мае 2020 года, наша страна, да и весь мир, вынуждены перейти на тотальное онлайн-обучение.
Цифровизация как способ глобализации
И без угрозы микроскопического агрессора – коронавируса – глобализация на планете Земля стремительными шагами шла к этой форме получения образования.
И не только в сфере образования происходила и продолжает происходить цифровизация.
Цифровые технологии проникают во многие, если не во все, области жизни: в экономику, в производство, в сферу обслуживания, в науку и культуру.
Мы задумываемся над тем, какие профессии можно безбоязненно передать роботам, а какие все-таки оставить себе – высокообразованному Человеку, творческой личности.
Да, к человеку сейчас предъявляются повышенные требования, и он вынужден работать над собой, чтобы не стать безмозглым придатком умного робота.
«Человек? Как человек может быть учителем?»
Известный американский писатель-фантаст (с российскими, между прочим, корнями) Айзек Азимов почти сто лет назад написал небольшой рассказ-зарисовку «Они были счастливы...» (1957).
В этом произведении автор заглядывает в будущее, в котором и думать забыли о людях-учителях, о «живом» преподавании, о школьном общении. В том будущем обучением занимаются исключительно работы.
И вот двое детей, брат и сестра, обнаруживают на чердаке книжку о школе в нашем традиционном представлении.
И когда они понимают, КАК всё было у нас, дети называют НАС с вами, друзья, «счастливыми».
Потому что свою «школу» они ненавидят: реплика об этом вынесена в заголовок моей статьи.
Многие взрослые уже, с разным уровнем успешности, закончили онлайн-обучение или продолжают заниматься на многочисленных курсах, тренингах, вебинарах, интенсивах. Это и получение новой профессии, и повышение квалификации, и переподготовка.
Но сейчас эта форма обучение претендует на то, чтобы стать всеобщей, глобальной, единственной.
«У них был учитель. Но не обычный. Это был человек»
Как мудры народные изречения!
«Что имеем, не храним, потерявши – плачем».
Уже, уже плачем по старой школе, по беготне вдоль просторных коридоров, по душевному общению с учителями, по взволнованному участию родителей в подготовке, хотя бы выпускных мероприятий.
Система онлайн-обучения затрону все трёх главных участников учебного процесса: учеников, учителей, родителей.
И все оказались в некоторой растерянности.
Но только в некоторой, потому что немалый опыт уже наработан. Это и ведение виртуальных журналов, и проведение «пробников», и использование интернет ресурсов прямо на уроках и в домашних работах, и общение класса в соцсетях и многое, многое другое.
И проводить видео-конференции нам не в новинку, и пользоваться скайпом, вайбером, электронной почтой мы виртуозно умеем. И так далее.
Так что особых причин для паники абсолютно нет.
Родители, усаживайте детей за компьютер и не давайте им лениться. И пусть они выполняют все быстро и качественно, не засиживаясь за «вредной машиной» и не ссылаясь на своё якобы прилежание. Ведь если называть вещи своими именами, им мешает простая как правда лень.
Учителя сейчас работают в несколько раз больше, чем до карантина: они перекладывают программу на цифровые формы обучение и одновременно ищут, буквально нащупывают, новые, иные, «продвинутые» виды контактов с вашими детьми.
Дорогие родители!
Никто не переложил на вас учительские обязанности.
Вам не надо ни учить своих детей, ни делать за них домашние задания.
За Вами остаются только ваши привычные родительские функции: мотивация и контроль.
Чтобы помочь своим детям и их учителям, успокойтесь, соберитесь и с любовью направляйте детей к их победе над коронавирусом – успешному окончанию учебного года.