Павильон «Грот» в усадьбе «Кусково», расположившийся на берегу Итальянского пруда, строили долгие пять лет – в период с 1756 по 1761 годы. Возвели его на месте старого, деревянного, изображение и планы которого не сохранились.
Нынешнее строение стало последним аккордом оформления ландшафтного парка в этой части шереметьевского сада. Вместе с Итальянским домиком зодчего Юрия Кологривого, а также итальянским садом с двумя роскошными фонтанами и несколькими специальными домиками для содержания птиц (менажериями), в которых жили журавли, фазаны, гуси-лебеди и даже пеликаны, сформировали прекрасный архитектурно-природный ансамбль.
Автором проекта грота в Кускове стал крепостной зодчий Фёдор Семёнович Аргунов.
Оформление строения выполнено как синтез водной стихии и камня. Вершину купола венчает скульптурная композиция в виде чаши, из которой выбиваются струи воды. Последние, будто струились по куполу и фасадам, каскадом стекая у подножия, и в один момент застыли в камне, превратившись в стенные узоры и ступеньки стилобата.
Водная тематика прослеживается и в кружевном рисунке оконных и дверных решеток, создавая иллюзию распустившихся водорослей.
Выступающие из стен объемы грота, рустовка фасадов и рустованные же колонны будто перекликаются с рябью на глади поверхности водоёма.
Внутренний объем павильона «Грот» представлен центральным округлым залом с расположенными с двух сторон отдельными кабинетами, первый из которых, обращенный на юг, оформлен теплых тонах, а выходящий на север – в холодных.
Оформление помещений изначально создавалось так, чтобы возникала иллюзия нахождения в пещерном пространстве: окна в купольной части (люкарны) завешивали шторами зеленоватого цвета, создавая эффект подводного грота, а окрашивание стен под мрамор только умножало этот эффект.
По окончании строительства грота в 1761 году владелец Кускова Петр Борисович Шереметев приглашает для его оформления Иоганна Фохта – специалиста из Германии. «Гротических дел мастеру» понадобилось без малого … 15(!) лет, чтобы завершить свою работу в 1775-м году, но представшее перед глазами изумленной публики вызвало неописуемый восторг. И было из-за чего!
Стеновые поверхности и своды Иоганн Фохт декорировал диковинными композициями, в которых умело переплетались реальность и фантастика. В своей работе он использовал сочетание природных материалов (туф, песок и даже мох), раскрошенных стекол и зеркал, затонированную лепнину из гипса, а также художественную роспись «под декоративный камень».
Но самым поразительным в оформлении грота стали десятки тысяч диковинных раковин и ракушек, свезенных в Кусково с берегов Средиземноморья, Красного, Черного и Японского морей, и даже из окрестных озёр и прудов.
После окончания оформительских работ «Грот» в усадьбе Шереметева в Кусково стал, пожалуй, одной из главных достопримечательностей Первопрестольной и всего Подмосковья, о роскоши которого молва разнеслась по всей Российской империи.
Сам павильон хозяева рукотворной пещеры использовали только по торжественному случаю и для приёма важных особ.
Так, в 1775-м году усадьбу посетила сама Екатерина II, которая и ранее бывала здесь неоднократно. Для императорской особы был дан торжественный обед непосредственно в Гроте, чтобы царица, находясь там, в этом антураже, будто представала пред гостями «владычицей морскою».
И другие члены царской семьи неоднократно посещали шереметевский «Грот». В мае месяце 1886 года сюда приезжал Александр III со своим семейством, а встречал его уже другой владелец усадьбы Сергей Дмитриевич Шереметев.
Время накладывало свой негативный отпечаток на декор искусственного грота. Реставрационные работы в нем проводились не единожды: в конце семидесятых годов XIX столетия, в советской время – в 1940-х и в 1970-х. Но тогда получалось лишь консервировать разрушающиеся элементы оформления, но никак не реставрировать их.
Масштабная реставрация с заменой и восстановлением утерянных участков проходила в период с 2017 по 2019 годы.
Главная проблема, с которой столкнулись специалисты, это невозможность подобрать идентичные раковины и ракушки, которые использовались Фохтом при оформлении павильона. За два с половиной столетия, прошедших с тех пор, часть моллюсков попросту вымерла и канула в лету, другие же сменили не только ареал обитания, но и стали выглядеть уже по-иному.
Для решения задачи реставраторы привлекли учёных из Института океанологии Российской Академии наук, благодаря которым было подобрано порядка полутора сотен тысяч раковин, что и позволило максимально близко восстановить первоначальное оформление павильона «Грот» в усадьбе Кусково.
Фото с сайта mos.ru и kuskovo.ru
Читайте также на моём канале:
Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
Кто сегодня живет в Кремле?
Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
Как князь Голицын проиграл жену в карты?